Главная / Статьи / Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 1.

Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 1.

В этом обзоре речь пойдет об относительно новом продукте Profoto – портативном батарейном генераторе «B2». Признаюсь, мне в руки эта чудо-вспышка, а точнее её тогда ещё предсерийный экземпляр, впервые попала очень давно – за несколько месяцев до официального релиза, в атмосфере строжайшей секретности. Сейчас же, когда эти самые руки, наконец, добрались до клавиатуры, Profoto B2 – уже не новинка. Зато за прошедшее время я успел поработать с ней вволю, и теперь могу не только поделиться первыми впечатлениями, но и поведать обо всех нюансах, опираясь на накопленный опыт реальной работы на съемках.
b2_cover1.jpg

В этом обзоре речь пойдет об относительно новом продукте Profoto – портативном батарейном генераторе «B2». Признаюсь, мне в руки эта чудо-вспышка, а точнее её тогда ещё предсерийный экземпляр, впервые попала очень давно – за несколько месяцев до официального релиза, в атмосфере строжайшей секретности. Сейчас же, когда эти самые руки, наконец, добрались до клавиатуры, Profoto B2 – уже не новинка. Зато за прошедшее время я успел поработать с ней вволю, и теперь могу не только поделиться первыми впечатлениями, но и поведать обо всех нюансах, опираясь на накопленный опыт реальной работы на съемках. К тому же, за минувшее с начала продаж полугодие многие мои друзья-фотографы уже успели Profoto B2 приобрести, так что в обзоре я постараюсь учесть их отзывы и ответить на наиболее типичные вопросы, волновавшие их как перед покупкой, так и в процессе работы.

Часть 1: Знакомство со вспышкой, внешний вид, назначение, возможности и технические характеристики.
Часть 2: Работа с Profoto B2 в репортажном режиме.
Часть 3: Работа с Profoto B2 на локации.
Часть 4: Студийная съемка с Profoto B2, лайтшейпинг, особенности работы со светоформирующими насадками.

Profoto Off-Camera Flash (OCF).

Profoto B2 является частью новой линейки продуктов, получившей название «OCF». Поэтому для начала я попробую объяснить, что же скрывается за этой аббревиатурой, и чего ждать от приборов, созданных в рамках данной концепции.

b2_ocf_big.jpg

Итак, немногим более года назад настоящий фурор на мировом фоторынке произвела вспышка Profoto B1, подробный обзор которой за моим авторством вы можете найти в моём блоге и, конечно, официальном блоге Profoto. И хотя многие могут принять следующее утверждение за рекламу, сейчас я могу уверенно утверждать, что эта потрясающая штуковина перевернула для многих фотографов все их представления о работе со светом. При этом её называли и называют батарейным (или аккумуляторным) моноблоком, хотя производитель упорно твердит «Profoto B1 – не моноблок!». И дело тут не только в том, что в почти традиционный, как кажется на первый взгляд, студийный источник света уместили аккумулятор, снабдили его полноценной высокоскоростной синхронизацией (HSS) и автоматикой TTL, совместив в одном приборе преимущества как студийного освещения, так и репортажных накамерных вспышек. Что гораздо важнее, в Profoto B1 был впервые реализован новый принцип работы электроники, более свойственный для накамерных вспышек Speedlight, нежели для студийного оборудования (подробнее я расскажу об этом ниже). То есть было создано нечто и вправду новое. Впрочем, до появления героя нашего сегодняшнего обзора введение нового термина OCF (Off-Camera Flash), призванного подчеркнуть уникальность новинки B1, казалось лишь хитрой уловкой маркетологов. Однако с появлением B2 стало ясно, что одной вспышкой дело не ограничится. Инженеры Profoto всерьез взялись за создание целой новой системы продуктов, объединенных новым оригинальным подходом, принципами и философией.

И это неудивительно. Как только Profoto B1 стал популярен по всему миру, а произошло это, повторюсь, почти мгновенно, активный интерес к нему стали проявлять даже фотографы, на которых он, казалось бы, не был рассчитан. Я говорю о таких категориях как, например, ивент-фотографы и репортажники. Форумы свадебщиков бурлили. Когда я тестировал B1 на бэкстейдже недели моды в Москве, мне приходилось рассказывать каждому встречному, что за диковинный свет я использую. Ведь согласитесь, чертовски привлекательно задействовать в репортаже невероятную скорость и одновременно мощность студийного света! Однако для большинства перечисленных категорий фотографов Profoto B1 с его габаритами студийного моноблока оказался недостаточно портативным, недостаточно мобильным. И вот теперь линейка вспышек OCF пополнилась вторым продуктом – Profoto B2.

Как это устроено.

По своей сути, Profoto B2 – это очень компактный и легкий батарейный генератор с возможностью подключения одной или двух осветительных головок. Для тех, кто никогда не сталкивался с генераторным светом, поясню. В отличие от моноблока, где всё собрано в одном корпусе (отсюда и термин «моно-блок»), формат генераторной системы предполагает наличие двух элементов: собственно, самого генератора, в котором находится электроника и элементы управления, и подключаемой к нему головки, содержащей, как правило, лишь лампочки. Такой подход позволяет сделать головку легкой и более мобильной, с ней будет удобнее управляться.

b2_1head.jpg

В случае с Profoto B2 мы имеем дело с самым легким и компактным генератором в мире:

• Размер генератора с батареей: 16 х 17 х 8 см.
• Размер осветительной головки: 10.3 см длина, 10 см диаметр.
• Масса генератора с батареей: 1.6 кг.
• Масса осветительной головки: 0.7 кг.

Поясню для тех, кому сложно визуализировать приведенные цифры. Размеры и вес генератора позволяют с легкостью носить его на поясе или на ремне, перекинутом через плечо. Ну а головка всего чуть-чуть тяжелее привычной накамерной вспышки и сопоставима с ней по габаритам.

b2_size1_big.jpg
b2_size2_big.jpg

Генератор Profoto B2 имеет два выхода, то есть к нему, при необходимости, можно подключить сразу две осветительные головки. Что особенно приятно, работают выходы в полностью ассиметричном режиме, то есть мощность каждой головки можно регулировать независимо. В настоящее время в продаже можно найти как вариант комплектации с одной головкой (To-Go Kit), так и с двумя (Location Kit).

b2_2head.jpg

Чтобы увеличить расстояние между головкой и генератором, можно дополнительно приобрести 3-метровый удлинитель «B2 extension cable». При желании можно состыковать несколько удлинителей, потери мощности при этом будут не так уж значительны.

b2_3mcable_big.jpg

Как и все источники света Profoto, имеющие в своем названии литеру «B» (что значит «battery») новый Profoto B2 снабжен аккумулятором и предоставляет фотографу возможность работать там, где нет розеток. Этот литий-ионный аккумулятор рассчитан на 215 вспышек при полной мощности, что далеко не так мало, как может показаться на первый взгляд, ведь на деле мало кто будет часто использовать B2 на максимуме. Для сравнения, на минимальной мощности эта же батарейка способна осветить 50 тысяч кадров на одной зарядке! Хотя, конечно, так вообще вряд ли кто-нибудь будет снимать. В реальных условиях, я полагаю, этого аккумулятора хватит на среднюю съемку не слишком большой продолжительности и интенсивности (мне вполне хватало). Ну а любителям пострелять «от бедра» несколько часов к ряду следует запастись дополнительной батареей, а то и не одной. Кстати, в стандартный комплект с двумя головками «B2 location kit» вторая батарея уже включена.

b2_battery.jpg

Весит такой аккумулятор всего 300 грамм, а его ёмкость – 21.6Wh/1.5Ah. Заряжать его можно с помощью той же зарядки, что и Profoto B1, причем заряжается он всего за один час. Хочу подчеркнуть, речь идет об обычном зарядном устройстве Battery Charger на 2.8А. Использовать быструю зарядку Fast Charger с током 4.5А, предназначенную для B1, производитель не рекомендует. Впрочем, если вы оказались в ситуации, когда нужно срочно подзарядить батарею, этой рекомендацией можно и пренебречь – вы просто рискуете немного снизить ресурс батареи, её общий срок жизни, но ничего критичного не произойдет. Естественно, как и для B1, вы можете использовать автомобильное зарядное устройство, работающее от прикуривателя.

b2_chargers_big.jpg

Мощность.

Пожалуй, самый главный вопрос, волнующий большинство потенциальных покупателей: хватит ли для комфортной работы казалось бы скромной по меркам студийного оборудования цифры в 250Дж? Давайте попробуем разобраться. На сегодняшний день подавляющее большинство рентал-студий Москвы оснащено моноблоками мощностью 500Дж. Установив на них значение 9.0 мы получаем на одну ступень меньше, то есть 250Дж. Итак, работая с привычным студийным моноблоком «пятисоткой», часто ли вы снимаете на значениях выше девятки?

В сравнении же с любой привычной накамерной вспышкой Profoto B2 выглядит просто монстром, многократно превосходя в мощности даже топовые модели, такие как Canon Speedlight 600EX и Nikon Speedlight SB-910.

При этом Profoto B2 предлагает нам впечатляющий диапазон регулировки – целых 9 ступеней! Другими словами, вы можете установить мощность всего 1Дж, то есть 1/256 от максимума. Такими возможностями регулировки могут похвастаться лишь очень немногие модели наиболее дорогих студийных источников света.

Скорость.

Profoto B2 – невероятно быстрая вспышка. Это касается как скорости перезарядки, позволяющей снимать очередями до 20 кадров в секунду, так и длительности импульса, способного замораживать даже очень быстрое движение.

Формально скорость перезарядки, в зависимости от мощности, составляет от 0.03 до 1.35 секунды. По сравнению с накамерными вспышками такая скорость кажется просто космической, однако студийщиков эти цифры, конечно же, не впечатлят, ведь топовый студийный свет предлагает гораздо более высокие характеристики. Но это в теории. На практике же вспышки серии OCF во многих случаях могут дать ему фору!

Дело в том, что электроника Profoto B2 работает по тому же принципу, что и у предшественника – Profoto B1. Я подробно описывал его в соответствующем обзоре, однако повторю здесь основные моменты. Итак, любой студийный источник света накапливает в своих конденсаторах только заряд, соответствующий заданной мощности, и при каждой вспышке выдает его полностью. Так на значении 9.0 (то есть 1/2 от максимума) классическая студийная вспышка будет заряжать свои емкости наполовину, делая это снова после каждого срабатывания. А вспышки Profoto OCF, подобно вспышкам Speedlight, заряжают емкости полностью и используют накопленный заряд по частям. К тому же подзарядка происходит одновременно с работой вспышки. Описанная система обеспечивает невероятную скорость в реальной съемке. К примеру, на мощности на 3 ступени меньше максимальной, то есть на значении 7.0, каждая вспышка потребует 1/8 от накопленного заряда. Это значит, что прибор сможет выдать серию из 8 вспышек вообще без какой-либо задержки между ними.

Что касается длительности импульса, то и с ним всё очень неплохо. В это сложно поверить, но у Profoto B2 импульс даже короче, чем у накамерной вспышки Speedlight на аналогичной мощности.

Так же, как и в случае с B1, при съемке с B2 фотографу доступен выбор из двух режимов: Normal и Freeze. В стандартном (Normal) режиме мы имеем дело с довольно стабильным даже по студийным меркам источником света: изменение цветовой температуры по мере регулировки мощности составляет ±150К, а стабильность от импульса к импульсу ±20K. Длина импульса (t0.5) при этом колеблется от 1/9300 (при мощности 1W) до 1/1000 секунды (при мощности 250W). Если же фотографу необходим короткий импульс, способный «заморозить» быстрое движение в кадре, можно перейти в режим «Freeze», при котором длина импульса (t0.5) составляет от 1/15000 до 1/1000 секунды (при минимальной и максимальной мощности соответственно). Однако за всё надо чем-то платить, и в данном случае жертвовать придется стабильностью температуры: в режиме «заморозки» её перепад по мере регулировки мощности составляет ±800К, а стабильность от импульса к импульсу ±50K.

И, раз уж речь зашла о стабильности, хочу упомянуть, что стабильность энергии от импульса к импульсу у Profoto B2 составляет ±1/20 ступени независимо от выбранного режима.

Пилотный свет.

Все продукты OCF снабжены светодиодным пилотным светом. В случае с Profoto B2 это LED на 9Вт, что эквивалентно 50Вт галогеновой лампе. Достаточно ли такой яркости? Я предлагаю вам решить для себя этот вопрос самостоятельно. Для моих целей – более чем достаточно. Я видел жалобы, дескать, такой пилот хорош лишь при плохом освещении, а вот при ярком окружающем свете уже слишком слаб. Не возьмусь комментировать эту позицию, поскольку главной целью пилота мне видится облегчение фокусировки, с чем Profoto B2 справляется великолепно. Ночью он светит как мощная фара, и «растворяется» лишь в таком ярком солнечном свете, при котором проблем с автофокусом у любой приличный камеры уже не может быть в принципе. Я не вполне понимаю, почему кто-то думает, что пилот должен чуть ли не перебить солнце в погожий день.

Добавлю, что на одном заряде аккумулятора пилот Profoto B2 может светить 90 минут на полной мощности, что весьма неплохо. Кроме того, многие уже используют этот пилотный свет даже для съемки видео. Кстати, его цветовая температура соответствует температуре видеосвета Profoto Tungsten – 3000К.

TTL и высокоскоростная синхронизация (HSS).

Естественно, как и в случае с Profoto B1, эти функции будут доступны только при применении специального синхронизатора – Air Remote TTL. На сегодняшний день такие синхронизаторы существуют только для камер Canon и Nikon. Подробнее о них я расскажу чуть ниже, а здесь лишь отмечу, что в комплекте с Profoto B2 они не поставляются – очевидно, чтобы не навязывать их фотографам, не нуждающимся в таком расширенном функционале, или снимающим на камеры других (не Canon и Nikon) производителей.

b1_05big.jpg

Про TTL могу сказать лишь, что работает он отлично. Конечно, если вы понимаете внутреннюю логику этой системы и готовы использовать её адекватно. Другими словами, всё обстоит точно так же, как и при работе с «родными» накамерными вспышками Canon/Nikon. Люди, ожидающие от автоматики работу на уровне фантастического искусственного интеллекта, могут быть разочарованы. Но, повторюсь, если вам кажется, что TTL на Profoto ошибается слишком уж часто, должен вас разочаровать – скорее всего, вы просто не понимаете, как он работает, и на какой-нибудь Canon 600EX или Nikon SB-910 результат был бы точно таким же.

А вот на HSS хочу остановиться немного подробнее. Дело в том, что за время, прошедшее с момента выхода Profoto B1, многие производители студийного света попытались решить эту задачу своими способами, и на рынке появилось немало продуктов со схожими функциями. Это лишний раз подтверждает востребованность HSS, фотографам она нужна, но поскольку полноценную высокоскоростную синхронизацию на сегодняшний день может предложить только Profoto, рынок заставляет инженеров других компаний искать альтернативы. Так появляются, надо признать, довольно жалкие подобия вроде Hypersync от Broncolor.

Попробую объяснить разницу. Если взглянуть на график, демонстрирующий работу лампы при полноценной высокоскоростной синхронизации (как это реализовано в «родных» накамерных вспышках и во вспышках Profoto OCF), мы увидим практически ровную горизонтальную линию. На практике она позволяет фотографу равномерно проэкспонировать кадр даже на самых коротких выдержках. В случае с Profoto B2 мы можем снимать с импульсным светом на выдержке вплоть до 1/8000 секунды, и это с обычной зеркалкой от Canon/Nikon!

b2_hss.jpg

Лучшее из того, что способны предложить на сегодняшний день конкуренты, а именно Hypesync, работает совсем иначе. Как видно из графика, Hypesync просто растягивает импульс, удлиняя «хвост» кривой. Это приводит сразу к двум серьезным проблемам. Во-первых, ни о какой абсолютной равномерности не может быть и речи. Кадр неизбежно будет проэкспонирован с градиентом. При этом разброс может достигать 2 ступеней! Во-вторых, обратите внимание, на какую часть кривой приходится открытие затвора – она отмечена синей стрелкой. Чтобы использовать наиболее ровный горизонтальный участок, приходится пропускать пик светоотдачи, и открывать первую шторку уже после него. Таким образом, фотограф теряет львиную долю света, радикально снижая мощность прибора.

b2_hypersync.jpg

Как говорится, остерегайтесь дешевых подделок – настоящий HSS на сегодняшний день есть только у вспышек Profoto OCF.

Управление и эргономика.

К счастью, инженеры Profoto никогда не стремились уподобить свои творения контрольным панелям какого-нибудь центра управления полетами. Напротив, все их продукты настолько легки в освоении и интуитивно понятны, что даже ребенок мог бы освоить их, причем ни разу не заглянув в инструкцию. И если всё это справедливо даже для топовых генераторов вроде Pro-8a, то и B2, уж подавно, не является исключением – стремление к максимально возможным простоте и удобству воплотилось здесь в полной мере.

Все немногочисленные элементы управления расположены на верхней панели. Помимо двух прикрытых крышками разъемов для подключения головок здесь разместился очень большой ЖК-экран, два «колесика» и всего несколько кнопок.

b2_interface1.jpg

Экран очень информативный и, что приятно, невероятно контрастный – всё прекрасно читается даже на самом ярком солнце.

b2_interface2.jpg

Справа от экрана расположился вертикальный ряд кнопок. Они не подписаны, однако их функции отображаются рядом с ними на экране. Верхняя и нижняя (MODEL) позволяют контролировать пилотный свет, каждая для своей головки. Вторая сверху кнопка (MODE) позволяет переключаться между режимами съемки Normal и Freeze. И, наконец, оставшаяся (READY) отвечает за давно привычную всем пользователям Profoto систему индикации готовности: с помощью звука (beep) и/или гашения пилота на время перезарядки (dim).

Мощность регулируется удобными дисками справа – опять же, каждым для своей головки. Диски работают в так называемом прогрессивном режиме: чем быстрее вы крутите диск, тем сильнее изменяется мощность. При медленном вращении можно плавно регулировать импульс с шагом 1/10 ступени, при быстром вращении – добавлять или снимать целую ступень каждым движением. Быть может, на словах это покажется странным решением, но на деле очень удобно.

И, наконец, под экраном можно найти еще три кнопки: SYNC, SET и ON. Последняя включает и выключает питание, а первые две, как несложно догадаться, отвечают за способ синхронизации. Как и в случае с Profoto B1, фотографу здесь доступен любой из существующих способов связи с камерой: радиосинхронизация Air Sync, инфракрасный синхронизатор и синхронизация по другой вспышке (глазок светоловушки находится рядом с разъемами для головок), а также разъем для синхрокабеля под стандартный «джек» (гнездо расположено сбоку).

Я уже упомянул, что для работы TTL и HSS вам потребуется синхронизатор, специально разработанный для вспышек Profoto OCF. Для камер Canon это Profoto Air Remote TTL-C, для камер Nikon – Profoto Air Remote TTL-N.

b2_ttlsync_big.jpg

Интерфейс этой «пускалки», как видите, тоже предельно прост и интуитивно понятен. Как и на генераторе, почти все элементы подписаны, исключение составляют лишь три небольшие кнопочки, расположенные рядом с экраном – на нем и отображается их функционал. Верхняя (MODE) позволяет переключаться между ручным режимом и TTL. Вторая дает возможность выбрать одну из трех опций: съемка по первой шторке, съемка по второй шторке и HHS. А третья кнопка позволяет выбрать канал синхронизации.

Под экраном находятся кнопки побольше: «+» и «-» ENERGY позволяют дистанционно регулировать мощность импульса, MODEL включает и выключает пилотный свет, а HEAD – вообще всю головку или отдельный прибор. И, наконец, три большие кнопки с буквами A, B и C позволяют управлять отдельными источниками света или их группами. Думаю, кнопка включения ON как и кнопка TEST не нуждаются в объяснении.

Само собой, Profoto B2, как и его предшественник B1, прекрасно работает и со старыми синхронизаторами Profoto Air Remote и Profoto Air Sync, причем с сохранением всего функционала Remote версии. Напомню, бренд Profoto всегда обещал обеспечивать выбравшим его фотографам максимально возможную совместимость всех существующих элементов системы с новыми разрабатываемыми продуктами. Руководство шведской компании видит в таком подходе проявление уважения к своему покупателю, и не без причины гордится тем, как данное обещание удается реализовывать. Это вам не iPhone, где к каждой новой модели подходит только своя зарядка.

b2_oldsync_big.jpg

Конечно, присутствует и обратная совместимость: новой «пускалкой» можно управлять любым студийным оборудованием Profoto, снабженным системой синхронизации Air. Кроме того, поскольку синхронизаторы Profoto могут работать в двух направления – и как триггеры, и как приемники, с их помощью можно «поджигать» любые вспышки, в том числе не оснащенные Air-приемником: совсем старые генераторы и оборудование сторонних производителей – в общем, что угодно, снабженное синхроразъемом. И новые TTL-синхронизаторы при этом полностью совместимы со старыми Profoto Air Remote и Profoto Air Sync, можете сочетать их в любых комбинациях, всё будет функционировать.

b2_syncold.jpg

Работа со светоформирующими насадками.

Вот мы и добрались до самого «вкусного». В своих статьях, посвященных студийному свету, на своих лекциях и мастер-классах я каждый раз повторяю, что главный критерий при выборе оборудования для серьезной работы – это вовсе не характеристики самих вспышек, вроде скорости перезарядки или стабильности цветовой температуры. Безусловно, всё это очень важно. Но что толку в хорошей вспышке, если для неё нет таких же хороших модификаторов – светоформирующих насадок? Согласитесь ли вы купить камеру с самой лучшей матрицей, огромным ресурсом затвора и молниеносным автофокусом, если для неё не существует ни одного хорошего объектива? Точно такой же логики стоит придерживаться и в случае с осветительным оборудованием. Выбирая вспышку, фотограф, способный видеть и чувствовать свет, выбирает не отдельный прибор, а всю систему доступных светоформирующих инструментов, которые будут с этой вспышкой совместимы. Именно по этой причине подавляющее большинство лучших фотографов во всем мире вот уже много десятилетий выбирают Profoto.

b2_profotosystem_big.jpg

Как вы уже догадались, я веду к тому, что главная прелесть Profoto B2 заключается в практически полной совместимости модификаторов. Диаметр осветительной головки B2 совпадает с диаметром всех моноблоков и генераторных головок Profoto. «Lightshaping company» продолжает оправдывать свой слоган – весь невероятный ассортимент из более чем 150 имеющихся в продаже светоформирующих насадок можно использовать и с этой вспышкой! Исключение составляют только Hardbox и Narrowbeam, не работающие вообще ни на каких приборах со встроенными рефлекторами (ни на Profoto B1, ни на студийном моноблоке Profoto D1).

Как и Profoto B1, головка B2 снабжена встроенным рефлектором, позволяющим использовать прибор «как есть», без каких-либо дополнительных модификаторов, в качестве источника хорошего жесткого света. Однако если у B1 встроенный рефлектор ничем не отличался от уже хорошо зарекомендовавшего себя и прекрасно знакомого всем студийным фотографам рефлектора моноблока Profoto D1, то у головки Profoto B2 он был несколько изменен. Угол светового потока стал немного уже, у Profoto B2 он составляет 70 градусов (против 77 градусов у B1 и D1). Как это сказалось на работе классических светоформирующих насадок мы подробно разберем на примерах в другой части обзора. Однако сразу хочу отметить, что Profoto B2 практически полностью лишился функции зумирования – осветительная головка стала настолько маленькой, что на ней просто нет места для продольного перемещения насадки.

Несмотря на возможность работы практически со всеми привычными светоформирующими насадками из огромного ассортимента компании, для вспышек Profoto B1 и Profoto B2 производитель разработал новую линейку модификаторов, максимально соответствующих концепции OCF: они очень легкие и рассчитаны на максимально быструю сборку/разборку. На данный момент в продаже ужи имеются: специальные OCF-софтбоксы, набор сверхлегких сот OCF Grid Kit, шторки OCF Barndoor, а также легкий тубус OCF Snoot.

Софтбоксы OCF выпускаются в 4 классических формах: стрип (30х90см), квадрат (40х40см), прямоугольник (60х90см) и восьмиугольник (60х60см).

b2_ocfsoft_big.jpg

Как уже было сказано, они очень легкие, во много благодаря новому кольцу OCF Speedring, сделанному из пластика, масса которого всего 218 гр. (для сравнения, масса обычного speedring – 700 гр). Когда я впервые взял в руки полностью собранный OCF октобокс, мне показалось, что это воздушный шарик – настолько он ощущается невесомым.

b2_ocfspeedring.jpg

В этом новом колечке инженеры Profoto реализовали очень крутую систему, позволяющую собирать и разбирать любой софтбокс быстро и без усилий: сначала можно легко, без изгиба, вставить все спицы, а потом по очереди защелкнуть их. Казалось бы, мелочь, но у любого, кому доводилось возиться со сборкой/разборкой обычных софтбоксов, она вызывает восторг.

Еще одна особенность софтбоксов OCF – оба диффузора, внешний и внутренний, являются несъемными, они сразу пришиты по периметру, что также позволяет собирать софтбокс гораздо быстрее.

Для всех софтбоксов Profoto предлагает 50-градусные соты, которые очень удобно надеваются поверх переднего диффузора (признаюсь, я очень хотел бы иметь соты с таким же креплением для больших студийных RFi софтбоксов, они оказались очень удобными).

Помимо софтбоксов, специально для мобильных вспышек Profoto предлагает набор сот OCF Grid Kit. Они надеваются прямо на корпус B1 или B2 с помощью маленького легкого держателя. В набор входят соты 10°, 20° и 30°.

b2_ocfgrid.jpg

Держатель также снабжен встроенными зажимами, в которых можно закрепить цветные (для любых креативных эффектов) или конверсионные (для коррекции цветовой температуры) фильтры. Кроме того, соты можно сочетать с тубусом OCF Snoot, изготовленным из прочного и легкого (всего 138гр) стекловолокна:

b2_ocfsnoot_big.jpg

Или со шторками OCF Barndoor, также стекловолоконными, а значит очень легкими и долговечными:

b2_ocfbarndoors.jpg

Еще раз подчеркну, Profoto – производитель, никогда не отступающий от принципа максимальной совместимости, а потому он ни в коем случае не собирается принуждать вас приобретать именно новые OCF насадки. Все они были созданы для OCF вспышек исключительно с целью обеспечения портативности: минимальная масса и максимальная скорость сборки/разборки. Однако вы вольны использовать почти все светоформирующие насадки и аксессуары Profoto, предназначенные для обычных студийных моноблоков.

А вот что касается обратной совместимости, тут всё чуть-чуть сложнее. Облегченные насадки, созданные специально для OCF, можно ставить на традиционный студийный свет лишь при условии, что вы не будете включать пилотные лампы. Дело в том, что легкие пластиковые элементы этих новых насадок не рассчитаны на нагрев (напомню, на B1 и B2 пилотный свет светодиодный, не нагревающийся).

Безусловно, в будущем система OCF будет расширяться. Думаю, уже в ближайшее время мы можем увидеть как новые вспышки, так и новые облегченные насадки. Я, например, больше всего жду кольцевую вспышку под B2.

Практический тест и примеры картинок будут во второй части.

Автор обзора: фотограф Кирилл Михирев

Cнимки продуктов для 5-звёздочной гостиницы – выездная съёмка с Porty L 1200.

Внешний вид имеет значение – не только когда пища лежит на тарелке прямо перед вами, но ещё и тогда, когда она демонстрируется в цифровой форме или на бумаге: фотографии еды должны пробуждать аппетит и вызывать предвкушение удовольствия от кулинарных изысков. Майкл Магулски, профессиональный фотограф с острова Зюльт, находит некоторые «звездные» блюда прямо у себя за порогом, так что ему съёмка еды весьма близка.

Читать полностью