Главная / Статьи / Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 2. Работа в репортажном режиме.

Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 2. Работа в репортажном режиме.

Конечно же, к репортажу я не имею ровным счетом никакого отношения. Но так уж случилось, что первый привезенный в Россию комплект Profoto B2 попал ко мне в руки в очень удачный момент, когда я как раз собирался ехать на съемки во Францию. Изначально я рассчитывал взять с собой уже полюбившийся B1 для запланированных нерепортажных съемок.
Конечно же, к репортажу я не имею ровным счетом никакого отношения. Но так уж случилось, что первый привезенный в Россию комплект Profoto B2 попал ко мне в руки в очень удачный момент, когда я как раз собирался ехать на съемки во Францию. Изначально я рассчитывал взять с собой уже полюбившийся B1 для запланированных нерепортажных съемок. Но, поскольку я также был аккредитован в качестве журналиста на парижскую неделю моды, и в мои планы входило посещение целого ряда показов, я решил захватить с собой еще и B2.

Как вскоре выяснилось, Profoto B1 можно было оставить в Москве: новый B2 оказался настолько функциональным, что тащить с собой устройство со студийными габаритами не было большого смысла. А вот B2 в перевозке – совершенно другое дело. Целый батарейный генератор с двумя головами (а также зарядным устройством, дополнительным аккумулятором и набором светоформирующих насадок) легко поместился в мой небольшой чемодан, проходящий в ручную кладь в самолете, не заняв в нем много места!

b2_travel_big.jpg
 
Вот такой набор железок у меня получился.
Не волнуйтесь, моих репортажных картинок в этой части обзора почти не будет – я не собираюсь насиловать ваши глаза результатами своих экспериментов. Однако мне было интересно попробовать в деле репортажный функционал новой вспышки. Кроме того, производитель снабдил Profoto B2 таким арсеналом возможностей, о котором просто нельзя не рассказать. Что, собственно, я и планирую сделать, немного разбавив описание упомянутых функций субъективными впечатлениями от реальной работы.

Установка Profoto B2 на камеру.
Начну с наиболее, как мне кажется, интересного. Я уже упоминал в первой части, что сам генератор Profoto B2 можно комфортно носить на ремне, настолько он легок и компактен. А головка по своим размерам и массе сопоставима с обычной накамерной вспышкой, ведь наиболее распространенные модели вроде Nikon SB-910 и Canon 600EX с батарейками переваливают за полкилограмма (напомню, масса головка B2 – 700 гр). На деле это дает возможность установить её прямо на камеру. Да-да, генераторный свет в накамерном положении!

Способов крепления может быть несколько. Profoto рекомендует использовать специальный кронштейн из ассортимента американской компании PromediaGear. Большинство репортажных фотографов используют подобные кронштейны даже с обычными накамерными вспышками из-за удобного поворотного механизма. Этот механизм позволяет оставлять вспышку над камерой, а не сбоку, даже если вы поворачиваете камеру на 90 градусов и делаете вертикальный кадр. И, соответственно, получать гораздо лучший свето-теневой рисунок. Profoto B2 на кронштейне PromediaGear выглядит вот так симпатично:

b2_bracket1_big.jpg
 
На картинке запечатлена модель кронштейна «Boomerang», именно с ней я и работал. Отдельно он выглядит так (ракурс со стороны фотографа):

b2_bracket2.jpg
 
Как и другие подобные кронштейны, он позволяет откидывать вспышку на 90 градусов, оставляя её наверху независимо от ориентации камеры:

b2_bracket3_big.jpg
 
Осветительную головку B2 я закреплял в точности как показано на первом рисунке – не напрямую к кронштейну, а через маленькую штативную головку Manfrotto 492. Эта малютка весом чуть более 100гр. выдерживает нагрузку до 2 килограммов, что в нашем случае даже избыточно.

b2_492_big.jpg
 
Шаровая головка обеспечивает полную свободу изменения направления светового потока. Вкручивается она непосредственно в корпус головки Profoto B2, для чего с последней убирается крепление, предназначенное для установки на осветительную стойку. Нужно всего лишь открутить один единственный болтик (очень удобно выкручивается с помощью монетки):

b2_nostand_big.jpg
 
Кстати, производитель кронштейнов, PromediaGear, теперь предлагает другое решение. Недавно в их ассортименте появился специальный «Profoto B2 Adapter».

b2_adapter1_big.jpg
 
Адаптер позволяет устанавливать осветительную головку на кронштейн, используя её крепление, предназначенное для стойки. Причем использовать можно как стандартное нижнее отверстие, так и боковое (правда, во втором случае вы лишитесь возможности наклонять головку вниз):

b2_adapter2_big.jpg
 
Так это может выглядеть с камерой (на фото новая модель кронштейна ProMediaGear BBGV2 Boomerang Flash Bracket, рекомендуемая для камер с батарейными блоками):

b2_bracket4_big.jpg
 
Вот тут-то и понимаешь, зачем нужны новые легкие OCF насадки: легкий софт, шторки из стекловолокна, легкие соты.

b2_bracket5.jpg
 
У меня при работе с Profoto B2 в накамерном положении неоднозначные ощущения вызывал только кабель, соединяющий головку с генератором. С одной стороны, я не могу сказать, что лишний провод мне не мешал. Мешал, конечно. Но, с другой стороны, я еще не встречал репортажника, который обходился бы без дополнительного питания даже к обычным накамерным вспышкам. Скажем, Canon предлагает своим пользователям батарейный блок «CP-E4 Battery Pack», куда можно вставить 8АА батареек (у Nikon аналогичное решение именуется «SD-9 Battery Pack»). Однако чаще всего используют даже не их, а гораздо более емкие и удобные в работе литий-ионные аккумуляторы сторонних производителей.

b2_canonext_big.jpg
 
Чаще всего такие внешние источники питания вешают на поясной ремень, соединяя со вспышкой витым шнуром. То есть без проводов в репортаже не обойтись в любом случае. Вот только кабель, используемый в Profoto B2, существенно толще и тяжелее. Однако минут через 15 я к нему привык.

Насколько я понял, инженеры Profoto предполагали, что при накамерном размещении головки фотограф будет вешать генератор на пояс или на плечевой ремень. Но мне (как и нескольким моим знакомым) гораздо больше понравилась идея закидывать его в рюкзак. При этом провод, уходящий за спину, уже совсем не мешает, а управлять всеми параметрами, напомню, можно дистанционно, с помощью трансмиттера Air Remote.

Субъективные впечатления.
Поскольку каждый фотограф, снимающий репортаж, работает в своей манере, я не возьмусь однозначно судить о том, в каких случаях Profoto B2 станет достойной заменой традиционным вспышкам Speedlight. Конечно, её преимущества очевидны: лайтшейпинг, мощность, пилотный свет и скорость перезарядки, позволяющая снимать хоть в режиме серийной съемки. Но перевесят ли все эти плюсы мобильность – решать вам. Если вы привыкли снимать налегке, вооружившись только камерой с одним-двумя объективами, а вспышку включаете лишь в крайних случаях, Profoto B2 может стать для вас лишней обузой. Но в остальных случаях она видится мне прекрасным универсальным решением.

Как и обещал, не буду перегружать обзор своими картинками. К тому же, в начале весны я уже выкладывал в своём блоге небольшие серии снимков, сделанные на бэкстейджах и подиумах парижской недели моды, при желании вы можете их там найти и посмотреть.

Здесь же хочу отметить только два момента. Во-первых, уже неоднократно упомянутый пилотный свет. Этот мощный «прожектор» не раз приходился очень кстати в ситуациях, где обычный Speedlight был бы бессилен. Например, перед началом показа Yamamoto я совершенно случайно наткнулся на вышедшего покурить самого Йоджи. После того, как я снял пару портретов портрет, подбежавшие блогеры долго не отпускали меня, упрашивая подсветить их фото и видео – света B2 хватало всем.

b2_yamamoto_big.jpg
 
Во-вторых, хочу рассказать про так называемый «гибридный режим TTL» (он же «TTL Hybrid mode»). На самом деле это скорее прием (надо заметить, весьма удобный), суть которого заключается в следующем. Можно поставить Profoto B2 в автоматический режим TTL и сделать в нем первый кадр. После чего сразу переключиться в ручной режим (напомню, это делается нажатием всего одной кнопки на синхронизаторе). Мощность останется на значении, подобранной автоматикой. Другими словами, можно использовать TTL в качестве экспонометра, чтобы задавать отправную точку для дальнейшей работы с ручным управлением. На мой взгляд, очень функционально.

Profoto B2 для свадебного фотографа.
Свадебная фотография – особый жанр, сочетающий как репортаж, так и элементы постановочных фотосессий. Конечно, многое тут зависит от индивидуальной манеры фотографа, но практически каждый свадебщик должен при необходимости справляться и с тем и с другим.

Именно поэтому я не сомневаюсь, что во всем мире Profoto B2 будет безумно популярной вспышкой для свадебщиков. Один из первых опробовавших её фотографов, всемирно известный гуру свадебной фотографии Ервант (Yervant), поработав с Profoto B2 сказал следующее: «Уже много лет я не получал удовольствия от работы со вспышками. Всё, что я пробовал, было либо слишком громоздким, либо слишком ограничивало меня. Но с B2 всё иначе. Теперь я могу свободно перемещаться, следуя своему вдохновению, и при этом продолжать полностью контролировать свет, в какой бы ситуации я ни оказался. Для меня это начало чего-то нового».

Я сам уже не раз замечал Profoto B2 в арсенале наших свадебных фотографов. А недавно даже побывал на одной такой свадьбе, и хочу рассказать вам о том, как фотограф (точнее их было двое) использовал вспышку во время банкета.

Сразу отмечу, что речь идет о свадьбе довольно простыми для фотографа условиями: относительно небольшой банкетный зал на 60 человек с белым потолком, прекрасно отражающим свет. В таких условиях фотограф смог просто установить вспышку (B2 с одной головкой) на стойку в углу зала, направив её в центр потолка.

b2_wed_big.jpg
 
Вот и всё, что потребовалось. Благодаря использованию автоматики TTL, фотограф мог свободно ходить по залу и просто снимать. Чем дальше от вспышки он уходил, тем более мощный импульс она автоматически выдавала. TTL буквально делал всё сам, оставляя фотографу возможность забыть о технической стороне и сосредоточиться на том, чтобы не упускать наиболее важные и интересные моменты.

Я уже упомянул, что фотографов было двое. Оба работали с одной вспышкой. И благодаря безумной скорости Profoto B2 совершенно не мешали друг другу. Даже если они щелкали затворами практически одновременно, находясь в разных концах зала, вспышка успевала отрабатывать оба кадра (в первой части обзора я объяснял, почему cо вспышками Profoto OCF это возможно).

Только представьте, одна направленная в потолок вспышка стоит в углу помещения, два фотографа без лишнего оборудования (на камерах только синхронизаторы!) независимо друг от друга свободно перемещаются по залу, и оба снимают в автоматическом режиме (TTL), не заботясь об экспозиции и совершенно не мешая друг другу!

Вот такой способ работы с Profoto B2 мне довелось наблюдать. Вообще же возможные варианты его применения при свадебной съемке можно перечислять очень долго. Можно установить вспышку на камеру, а можно дать в руки ассистенту. Или закрепить на моноподе, как многие свадебщики поступают со вспышками Speedlight. И в том и в другом случае вы получите максимум удовольствия, если попробуете новые сверхлегкие насадки OCF. Можно использовать импульсный свет, а можно – мощный светодиодный пилот, способный непрерывно работать полтора часа на одном заряде, ведь многие свадебщики любят снимать со светодиодным видеосветом. Можно, как я описал выше, установить B2 на статичную стойку и направить в потолок или стену – в сравнении с обычными накамерными вспышками она предлагает колоссальный запас мощности. Наконец, в нерепортажных эпизодах (например, постановочные фото жениха с невестой) можно использовать весь ассортимент студийных светоформирующих насадок Profoto. То есть с той же вспышкой, с которой вы только что снимали репортаж в накамерном положении, вы можете тут же построить полноценную фотостудию. И это лишь то, что навскидку пришло мне на ум. Не сомневаюсь, каждый реально снимающий свадьбы фотограф сможет придумать свой вариант, наиболее соответствующий его манере работы.

Profoto B2 и Profoto B1 в одной связке.
Про прекрасную сочетаемость вспышек B1 и B2 хочется рассказать отдельно. Естественно, являясь частями системы Profoto OCF, они созданы для того, чтобы работать вместе, в любых комбинациях.
Если продолжить тему о свадебной фотографии, приходит в голову, скажем, такой вариант. Для съемки торжественной церемонии фотограф может разместить одну или несколько вспышек Profoto B1 с любыми светоформирующими насадками для освещения декораций, фона, заднего плана (мощности даже одной B1 достаточно, чтобы осветить огромное пространство). Можно использовать их в качестве заполняющего света, можно разместить в контровом положении, снабдить цветными фильтрами для получения креативных эффектов и так далее. А вот основной объект съемки освещать с помощью новой Profoto B2, установленной прямо на камере, сохранив таким образом полную свободу перемещения и выбора ракурса (да и автоматика TTL не помещает). Такой же подход применим и при съемке банкета, первого танца молодоженов, бросания букета – в общем, везде, где нужно «репортажить» на заранее подготовленной площадке, то есть сочетать накамерный свет для освещения главного объекта (B2) и расставленный заранее свет для освещения фона и декораций (B1).

b2_wedmix.jpg
 
И главная «вишенка на торте»: работая так, как описано выше, и используя синхронизатор Air Remote, вы сможете дистанционно, прямо с камеры, управлять всеми параметрами каждой отдельной вспышки индивидуально (или объединив их в группы)!

Конечно, все эти возможности будут доступны и в случае, если на мероприятии ведет съемку команда из нескольких фотографов. При этом все смогут использовать автоматику TTL, если снимают на Canon/Nikon c TTL-синхронизаторами. Хотя это вовсе не обязательно: без TTL можно работать с любым сочетанием брендов камер и моделей триггеров.

На этом про репортаж всё. А в следующей части мы, наконец, перейдем к самому главному – работе с Profoto B2 на локации!

Автор фотограв: Кирилл Михирев
Ссылка на статью: Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 2. Работа в репортажном режиме.

Cнимки продуктов для 5-звёздочной гостиницы – выездная съёмка с Porty L 1200.

Внешний вид имеет значение – не только когда пища лежит на тарелке прямо перед вами, но ещё и тогда, когда она демонстрируется в цифровой форме или на бумаге: фотографии еды должны пробуждать аппетит и вызывать предвкушение удовольствия от кулинарных изысков. Майкл Магулски, профессиональный фотограф с острова Зюльт, находит некоторые «звездные» блюда прямо у себя за порогом, так что ему съёмка еды весьма близка.

Читать полностью