Главная / Статьи / Обзор и тестирование фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.

Обзор и тестирование фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.

Сегодня мы познакомимся с относительно новым типом светофильтров — ND Vario, которые выпускает компания Jos. Schneider Optische Werke GmbH. На тестирование ко мне попал светофильтр со всеми возможными «наворотами» в виде тонкой оправы, современного мультипросветления и специального покрытия «nano», которое защищает о влаги, пыли и царапин.
Сегодня мы познакомимся с относительно новым типом светофильтров — ND Vario, которые выпускает компания Jos. Schneider Optische Werke GmbH. На тестирование ко мне попал светофильтр со всеми возможными «наворотами» в виде тонкой оправы, современного мультипросветления и специального покрытия «nano», которое защищает о влаги, пыли и царапин.

MG_8887_1280px1.jpg 
B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano 67мм

Что делает фильтр Vario-ND
Смысл светофильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano в том, что он позволяет осуществлять плавное затемнение снимка (от 1 до 5 стопов), не меняя диафрагму и выдержку на фотокамере.

MG_8895_1280px1-1024x865.jpg
 
В каких ситуациях нужен фильтр Vario-ND
1. На природе, если вам не хочется таскать с собой несколько отдельных ND фильтров, вы можете вместо них взять один Vario-ND. Не нужно ничего скручивать и накручивать — просто крутите переднее кольцо. На фильтре две шкалы с точками (10шт), которые отвечают за плотность ND Фильтра.

MG_8899_1280px.jpg
 
2. В фотостудии, когда ваш источник света не позволяет так сильно уменьшить освещение, что можно было поставить открытую диафрагму и снимать портреты с малой глубиной резкости (да-да! в студии тоже можно снимать с боке).
Поскольку в большинстве фотостудий, сдаваемых в аренду недорогое осветительное оборудование, которое имеет небольшой диапазон регулировки, то такой светофильтр является большим подспорьем студийному фотографу.
3. Для видео. Предположим, вы снимаете видео в помещении и надумали выйти на яркий солнечный день, не прерывая видеосъемки. С помощью фильтра Vario-ND Вы можете плавно притемнить картинку, не меняя параметров съемки.

Принцип работы фильтра Vario-ND

Принцип работы данного фильтра заключается в использовании двух поляризационных фильтров, что и обуславливает его относительно высокую цену.
 
MG_8987_1280px1.jpg
два поляризационных фильтра в положении полного затемнения

Сделать качественный поляризационный светофильтр уже непростая задача, а сделать два поляризационных фильтра, которые мало меняют цветовую температуру — очень сложная задача.
Обращаю ваше внимание на то, что степень плотности фильтра ограничена 5 стопами, хотя, по сути, она могла достигать 100%. Ограничение введено именно с целью избежать затемнения с сильным изменением цветовой температуры. Но, надо сказать, 5 стопов это уже довольно много.

Тестирование фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.

Задача тестирования состояла в том, чтобы определить, насколько фильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano смещает цветовую температуру и сравнение его с использованием двух поляризаторов отдельно.
Понятно, что использование двух фильтров отдельно не является эргономически удобным решением, но на что только не идут люди ради экономии. Посмотрим, насколько это решение является альтернативой.
 
MG_8980_1280px.jpg
Для оценки изменения цветовой температуры я использовал цветовую шкалу Xrite ColorChecker.

MG_8971_1280px.jpg 
Xrite ColorChecker

Цветовую температуру я измерял по третьему снизу серому патчу с левой стороны шкалы. Получилось: 4750К -11 (без фильтров)

Затемнение с помощью двух поляризационных фильтров.

Надеваю два фильтра с минимальным затемнением (заранее покрутил фильтры относительно друг друга).

MG_8976_1280px.jpg
 
Получаю значение: 5000К-5. Т.е. в данном случае установка двух поляризационных фильтров «теплит» картинку на 250К. Напомню, что это для насколько возможно минимального затемнения.

Для частичного затемнения при использовании двух поляризационных фильтров цветовая температура, измеренная по тому же патчу составила: 5350К -14.

Это на 600К отличается от исходной цветовой температуры (много!).

И последний этап — полное затемнение при использовании двух поляризационных фильтров.
 
Цветовая шкала при этом выглядела уже так.

MG_8962_1280px.jpg 
Замер по серому патчу дал: 50000К -140.

Проще сказать — изменение цветовой температуры запредельное.

Затемнение с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.

Если просто надеть фильтр, то цветовая температура составит: 4500К +7 (затемнение на 1 стоп).
Изменение цветовой температуры: 250К — «холодит».

MG_8901_1280px.jpg 
Частичное затемнение с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano нам даёт цветовую температуру: 4650К +9.
Изменение цветовой температуры: 100К (это очень немного!)

Полное затемнение на 5 ступеней с помощью B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano дало цветовую температуру: 4600К +6.

Изменение цветовой температуры: 150К (это очень немного!)

Что ж светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano очень порадовал. Обещания по поводу бережного обращения с цветовой температурой оказались правдой.

В оригинале обещали, правда, что вообще не меняется, но не будем придираться. На глаз такое изменение действительно незаметно.

Особенности светофильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano

Не лишним будет сказать, что светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano хоть и имеет маркировку XS-PRO, но оправа светофильтра не тонкая и составляет 9.4 мм.

MG_8896_1280px.jpg
 
Так что на некоторых объективах может виньетировать. Например, он немного виньетирует на Carl Zeiss Distagon 25/2 ZE. 

MG_8936_1280px-300x199.jpg

Видимо, по этой причине фильтр сделан по технологии Oversize, т.е. светофильтр имеет два диаметра резьбы, посадочный и внешний. Это позволяет уменьшить виньетирование. Эффект виньетирования зависит от угла зрения объектива в первую очередь (уверен, что уже с 35мм фокусного расстояния виньетирования нет), а также от формы передней линзы. Т.е. на некоторых 24-25мм объективах этот фильтр виньетировать не будет — нужно смотреть в магазине со своим объективом. Попробовать на белой стене.

ND-VARIO
52 58
62 67 72 82
Посадочная резьба 52 58 62 67 72
82
Внешняя резьба 55 62 67 72 77 86

Ступени экспозиции в числах

СТУПЕНИ ЭКСПОЗИЦИИ  ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ ФАКТОР ФИЛЬТРА СВЕТОПРОПУСКАНИЕ
1
0.3
2x
50%
2
0.6  4x  25% 
0.9  8x  12.5% 
1.2  16x  6.25% 





Итоги

Компания Schneider Kreuznach представила очень интересный светофильтр для ценителей оптики высокого качества. Такой светофильтр определённо не ухудшит характеристики вашего нового дорогого объектива и позволит работать в более комфортных условиях.

Технологии изготовления ND-Vario, я уверен, несколько сложнее просто сложения двух поляризаторов. В статье я использовал два поляризатора лишь как относитнльно недорогую альтернативу. А теперь учтите, что я использовал самые лучшие поляризаторы того же Schneider Kreuznach (B+W).

Если же вы возьмёте китайский Vario-ND, то результаты могут быть еще хуже, чем два качественных поляризатора, сложенных вместе face-to-face (в этом положении они затемняют)

MG_8892_1280px.jpg
Итак, я уже обзавелся B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano.
 
Желаю и вам друзья, по-возможности, сделать также, так как пословица говорит: «Один поляризатор — хорошо, а ДВА — лучше!»

Cнимки продуктов для 5-звёздочной гостиницы – выездная съёмка с Porty L 1200.

Внешний вид имеет значение – не только когда пища лежит на тарелке прямо перед вами, но ещё и тогда, когда она демонстрируется в цифровой форме или на бумаге: фотографии еды должны пробуждать аппетит и вызывать предвкушение удовольствия от кулинарных изысков. Майкл Магулски, профессиональный фотограф с острова Зюльт, находит некоторые «звездные» блюда прямо у себя за порогом, так что ему съёмка еды весьма близка.

Читать полностью