Главная / Статьи / Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 3. Работа на локации.

Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 3. Работа на локации.

Наконец, мы добрались до того, как я сам использую вспышку Profoto B2 – до работы на выездных съемках. В этой части обзора будет не так много слов, зато много картинок. Как вы уже поняли (если, конечно, просмотрели две предыдущие части), B2 я успел горячо полюбить, так что снимал с ней весьма активно. Однако здесь я ограничусь лишь несколькими примерами, позволяющими раскрыть основные возможности новой системы.
b2_p3_40big.jpg

Наконец, мы добрались до того, как я сам использую вспышку Profoto B2 – до работы на выездных съемках. В этой части обзора будет не так много слов, зато много картинок. Как вы уже поняли (если, конечно, просмотрели две предыдущие части), B2 я успел горячо полюбить, так что снимал с ней весьма активно. Однако здесь я ограничусь лишь несколькими примерами, позволяющими раскрыть основные возможности новой системы.

Съемка без светоформирующих насадок.

Как всегда, начну с самого, как мне кажется, интересного – с работы без дополнительных модификаторов. Напомню, при разработке Profoto B2 был применен тот же принцип, что и ранее при создании студийного моноблока D1, а затем и батарейного B1: фотограф должен получить источник света, который можно использовать, что называется, «from the box» — из коробки, как есть, без каких-либо дополнительных элементов. Встроенный в корпус прибора рефлектор, создающий 77-градусный световой поток, хоть и вызывал у фотографов немало вопросов, с этой задачей справляется как нельзя лучше. Оба пробора, D1 и B1, можно использовать без дополнительных модификаторов, просто «голыми», и получать отличный жесткий рисунок. При этом в Profoto B2 встроенный рефлектор был модифицирован. По сравнению с D1/B1 световой поток стал чуть-чуть уже, теперь его ширина составляет всего 70 градусов. И вот как раз его свойства мне представляются наиболее интересными для изучения.

Первая съемка, о которой я собираюсь рассказать, проходила в электрифицированном помещении, где не было никакой необходимости в автономном аккумуляторном свете. Да и вообще, на эту съемку я захватил с собой комплект Profoto B2 скорее на всякий случай. Дело в том, что на локации, расположенной в одной из башен «Москва-Сити», уже был в наличии неплохой набор студийного оборудования.

Изначально я планировал работать с достаточно мягким освещением – портретной тарелкой или даже софтбоксом. Однако геометричный фон сразу же натолкнул на мысль о жестких тенях и высоком контрасте. В итоге, несмотря на наличие нескольких традиционных приборов Profoto с приличным набором насадок, вся история была полностью снята с помощью одного лишь B2.

b2_p3_01big.jpg

b2_p3_02big.jpg

b2_p3_03big.jpg

Как и следовало ожидать, новый рефлектор не разочаровал. Визуально картинка практически не отличается от полученной с помощью D1/B1, изменение светового потока на 7 градусов практически не ощущается. Это тот же хороший жесткий источник света, с достаточно выраженным хотспотом в центре и равномерным плавным затуханием к краям светового пятна.

b2_p3_04big.jpg

b2_p3_05big.jpg

b2_p3_06big.jpg

b2_p3_07big.jpg

При съемке большинства из приведенных здесь кадров работает лишь одна осветительная головка без насадок, и всего в нескольких – еще одна, подключенная к тому же генератору с помощью удлинителя и снабженная софт-боксом, в качестве заполняющего света.

b2_p3_08big.jpg

b2_p3_09big.jpg

Сразу хочу отметить, что при работе с одним комплектом Profoto B2, включающим генератор и две осветительные головки, мне вполне хватало суммарной мощности, хотя съемка шла на 11-13 диафрагмах. Я ни разу не поднял рисующий свет выше значения 8-9, то есть фактически мне хватало 64-125 Дж из потенциально доступных 250.

b2_p3_10big.jpg

b2_p3_11big.jpg

Отдельно хочу отметить такой важный аксессуар как удлинительный кабель, позволяющий существенно увеличить расстояние между головкой и генератором. Пожалуй, этот 3-метровый удлинить является самым полезным дополнением к комплекту Profoto B2 с двумя головками. Я рекомендую обзавестись им сразу же, если вы собираетесь приобрести B2 Location kit. Сам удлинитель (B2 Extension cable 3m) я уже упомянул в первой части обзора, однако хочу напомнить, что при его применении мы теряем мощность примерно на 1/3 ступени. Конечно же, при необходимости вы можете состыковать несколько удлинителей.

И еще один важный момент: Profoto B2, в отличие от B1, можно подключить к сети и подзаряжать его аккумулятор прямо в процессе работы. Причем сделать это можно даже не вынимая генератор из сумки-чехла (B2 Carrying bag) – в ней предусмотрено специальное отверстие для подключения питания. Однако советую не забывать, что в процессе работы аккумуляторная батарея, как правило, нагревается. Чтобы нагрев не оказывал негативное влияние на срок её службы, инженеры Profoto предусмотрели встроенную систему температурного контроля. В случае перегрева защита автоматически прекращает заряд (хотя вы можете продолжать съемку) до тех пор, пока батарея не остынет. Поэтому я советую все же вынимать прибор из сумки-чехла при работе от сети, чтобы не допускать перегрев.

Жесткий свет на открытой локации.

Еще одна из съемок, где я работал с Profoto B2 без каких-либо насадок, проходила на пляже. В этот день было очень пасмурно, и рассеянный солнечный свет давал практически бестеневой рисунок. Мне же хотелось добавить в кадр резкие тени и поднять контраст для создания настроения. Примерно вот так:

b2_p3_12big.jpg

Потребовался всего один источник света. Мой ассистент перекинул через плечо сумку, в которой остался лежать генератор, а головку держал прямо в руках, что обеспечило полную свободу передвижения.

b2_p3_13big.jpg

И снова, мощность Profoto B2 оказалась даже избыточной, позволив расположить источник света далеко от модели, освещая её в полный рост и добиваясь еще более резких границ теней.

b2_p3_14big.jpg

Сумка «B2 Location bag» изначально проектировалась с расчетом на использование в том числе и таким образом, поэтому вести съемку, не вынимая из неё генератор, очень удобно. При съемке зимой такой подход позволит избежать переохлаждения, а значит и преждевременного разряда аккумулятора. Кстати, его гарантированный диапазон рабочих температур: от -10°C до +50°C.

В результате вот такой жесткий контрастный рисунок получился у меня при применении одной головки без дополнительных насадок:

b2_p3_15big.jpg

b2_p3_16big.jpg

Съемка с портретной тарелкой.

Как я уже отмечал в первой части этого обзора, Profoto B2 совместим практически с любыми светоформирующими насадками Profoto. В частности, он прекрасно работает с портретной тарелкой, про съемку с которой и я хочу рассказать дальше.

b2_p3_17big.jpg

Съемка началась в дневное время при практически ясном небе, на открытой локации. Нам приглянулись обнажившиеся корни большого дерева, и мы решили использовать их в качестве заднего плана.

b2_p3_18big.jpg

Здесь я снова использовал всего один комплект Profoto B2 Location kit, состоящий из одного генератора и двух головок.

Как видите, особенности рельефа заставили меня очень высоко поднять источник рисующего света на стойке. И тут я снова порадовался тому, как мало весит головка B2. Ведь, во-первых, её небольшая масса позволяет использовать очень легкие стойки. Что, согласитесь, немаловажно для выездной съемки. И, во-вторых, даже в случае падения стойки такая легкая головка вряд ли сможет разбиться, в то время как моноблок падение с большой высоты может и не пережить. К тому же, по сравнению с моноблоком система B2 имеет еще одно преимущество: генератор можно повесить где-нибудь в нижней части стойки, превратив его в утяжелитель, резко повышающий устойчивость всей конструкции, смещая вниз её центр тяжести. Это особенно актуально при работе с насадками, обладающими большой парусностью – зонтами или той же тарелкой. В данном случае я мог не бояться за оборудование, несмотря на ветерок и применение легкой, не слишком устойчивой стойки.

b2_p3_19big.jpg

Многие думают, что «пересветить» дневное солнце на подобной съемке можно лишь в двух случаях: либо использовать очень мощный источник света, либо камеру с очень высокой скоростью синхронизации (скажем, что-нибудь среднеформатное, с центральным затвором, вроде Hasselblad с его 1/800). Так вот, в данном случае съемка велась на обычную зеркалку Canon, и той мощности, что предлагает Profoto B2, вновь оказалось вполне достаточно.

b2_p3_20big.jpg

Причем снова обе головки были подключены к одному генератору. Первая, с установленной на неё белой тарелкой Profoto Softlight Reflector White, стала источником рисующего света. А вторая, со стандартным рефлектором Profoto Standard Zoom Reflector, подсвечивала корни на заднем плане.

b2_p3_21big.jpg

Profoto B1 и Profoto B2 – два сапога пара!

Сделав несколько кадров с тарелкой, мы сменили локацию, и перешли на работу с двумя стандартными рефлекторами, а заодно попробовали совместить Profoto B2 и Profoto B1.

b2_p3_22big.jpg

Хотя по мобильности и удобству B2, безусловно, вне конкуренции, в ряде случаев «старый» B1 остается незаменимым благодаря большей мощности и более широким возможностям лайтшейпинга – большему диапазону зума насадок. Именно для более тонкого контроля светового потока мы и использовали его здесь в качестве рисующего источника.

b2_p3_23big.jpg

b2_p3_24big.jpg

А для атмосферного освещения фона снова вполне хватило малютки B2.

b2_p3_25big.jpg

b2_p3_26big.jpg

Естественно, у нас не возникло никаких сложностей с синхронизацией и дистанционным управлением – члены семьи OCF вспышек созданы для того, чтобы работать вместе.

Съемка с новым октабоксом OCF Softbox 2′ Octa.

Я уже рассказывал, что для новых вспышек OCF (Profoto B1 и Profoto B2), были созданы специальные облегченные светоформирующие насадки: несколько софтбоксов, соты, тубус и пр. Здесь я расскажу о самой популярной из них – небольшом 60-сантиметровом октабоксе.

Итак, условия съемки – летний день, жара, песок, яркое солнце.

b2_p3_27big.jpg

Новая окта действительно собирается очень быстро благодаря кольцу OCF Speedring, про которое я также уже рассказал в первой части обзора. Напомню, суть новой системы в том, что сначала можно легко, без изгиба, вставить все спицы, а потом поочередно защелкнуть их. К тому же, оба диффузора, внешний и внутренний, являются несъемными, они изначально пришиты по периметру. И это действительно радует, когда приходится собирать и разбирать софтбокс в полевых условиях. Ходить по песку и подолгу держать на вытянутой руке легкий, как воздушный шарик, софтбокс тоже гораздо приятнее, нежели работать с традиционной тяжелой насадкой. Повторюсь, один только новый спидринг примерно в 3.5 раза легче обычного металлического кольца.

b2_p3_28big.jpg

В первой части съемки я использовал вспышку только в качестве заполнения. Меня вполне устраивал жесткий, фактурный солнечный свет, а B2 нужен был, чтобы варьировать проработку теней и общий контраст.

b2_p3_29big.jpg

b2_p3_30big.jpg

b2_p3_31big.jpg

b2_p3_32big.jpg

К следующей части съемки мы приступили, когда уже вечерело, и солнце почти коснулось линии горизонта. При этом подход к освещению полностью изменился. Роль рисующего источника перешла к нашей вспышке B2, а небесному светилу осталась лишь функция контровика.

b2_p3_33big.jpg

Я не часто использую в съемках софтбоксы такого маленького размера как этот 60-сантиметровый октабокс. Кроме того, я не был уверен, что при работе головкой B2, оснащенной 70-градусным встроенным рефлектором, даже с таким небольшим размером удастся получить равномерное свечение всей передней поверхности. Но на практике окта не разочаровала. Инженеры Profoto, очевидно, учли все нюансы работы встроенного рефлектора и недаром сделали софт таким глубоким. Относительно мягкий рисунок удалось получить даже при удалении источника на 2.5-3 метра от модели.

b2_p3_34big.jpg

b2_p3_35big.jpg

b2_p3_36big.jpg

Заключительные кадры мы успели сделать практически в сумерках, когда последние лучи заходящего на фоне солнца создавали лишь небольшой рыжий отблеск в волосах модели.

b2_p3_37big.jpg

На октабокс я надел специально созданные для него 50-градусные соты, еще раз порадовавшись новой системе крепления, экономящей драгоценные секунды (напомню, на софтбоксы OCF соты надеваются сверху, одним движением, а не приклеиваются по всему периметру на липучку). Направленный световой поток позволил поднять контраст и сделать картинку фактурнее.

b2_p3_38big.jpg

b2_p3_39big.jpg

Съемка на соляном озере.

А заключительная история будет про съемку в довольно необычном месте – на соляных озерах, то есть почти в экстремальных условиях. Впрочем, не буду преувеличивать, мне не довелось испытать новую вспышку в действительно экстремальной среде, как это, кстати, уже сделали многие фотографы, затаскивавшие Profoto B2 на заснеженные горные вершины и в жаркие влажные тропические леса. Но и у нас условия были не слишком простыми, да и некоторые моменты я хочу осветить хотя бы теоретически.

b2_p3_41big.jpg

Итак, имейте в виду, что Profoto B2, согласно гарантийной документации, является устройством для использования в помещении. Это кажется абсурдом, ведь вспышка, очевидно, просто создана для максимальной мобильности. Но это стандартная перестраховка, на которую вынуждены идти практически все производители. Достаточно вспомнить историю с генератором Profoto B4: стоило производителю прикрыть разъемы прорезиненными крышками, как продавцы начали делать упор на, якобы, появившуюся влагозащиту, а фотографы прыгать с генераторами в бассейны (нет, я не утрирую, такие случаи на самом деле имели место). В итоге на генераторе, который на деле может прекрасно работать под дождем и легко переносит «мелкие неприятности» вроде случайно накрывающей его волны, так и не стоит «waterproof». Как говорится, от греха подальше. Подобный подход производитель демонстрирует и с B2. Хотите снимать под дождем и снегом – пожалуйста, но если сломаете, гарантийный ремонт не просите.

Рассказывая о съемке, проходившей в столь небезопасных для техники условиях, когда всё пространство вокруг – слякоть из насыщенного соляного раствора, не могу снова не вспомнить сумку, а точнее обе: большую сумку-кофр «B2 Location Bag» и маленькую сумку-чехол «B2 Carrying bag». Вряд ли рассказ про сумку может сделать историю более увлекательной, но каждый раз, отправляясь на съемку с Profoto B2, я восхищаюсь именно удобством и продуманностью каждой малейшей детали. Пожалуй, хороший продукт этим и отличается – всеми этими, казалось бы, мелочами, совокупность которых на деле и создает ощущение комфортной работы. Например, удобные ремешки и регулируемые крепления для стоек, зонтов и других длинных предметов на большой сумке. Или продуманный небольшой отстегивающийся ремешок для подвешивания маленькой сумки-чехла на стойку. У обеих сумок нижняя часть (дно) сделана из особо прочного, непромокающего, износостойкого кожзама, что позволяет смело ставить их даже в соленую лужу.

b2_p3_42big.jpg

Но вернемся к съемке. Первая сложность, вставшая у нас на пути, заключалась в том, что прилегающая к озеру территория считается заповедной, а потому проезд по ней на машине категорически запрещен. Так что несколько километров нам пришлось пройти пешком. Однако благодаря B2 этот путь стал приятной прогулкой по интересным местам, а не изнурительным испытанием, после которого на саму съемку уже не осталось бы сил.

b2_p3_43big.jpg

И, тем не менее, мы сохранили возможность мгновенно развернуть настоящую фотостудию среди пустыни.

b2_p3_44big.jpg

Для первой части съемки нам понадобилась легкая стойка и один источник. Вовремя добравшись до места, мы начали съемку в «режимное время», хотя сейчас уже мало кто пользуется этим термином. Солнце, к тому моменту уже не слишком высокое, обеспечивало прекрасный рисующий свет. А вот снизить контраст, заполняя глубокие тени, не теряя жесткий рисунок, помог импульсный свет. Конечно же, для коррекции температуры тут можно использовать конверсионные фильтры.

b2_p3_45big.jpg

Сделав первую небольшую серию снимков, и пройдя еще буквально на сотню метров, мы оказались в совсем другой локации. На смену степи пришла поверхность соленого озера, и подход к освещению был пересмотрен.

b2_p3_46big.jpg

Теперь, чтобы повысить контраст между моделью и фоном, было решено «перебить» солнце, отдав роль рисующего источника вспышке. В качестве модификатора на головке Profoto B2 я использовал 30-градусную сотовую насадку – самую крупную из комплекта OCF Grid kit.

b2_p3_47big.jpg

И еще один, заключительный пример: контрастное предзакатное освещение. И снова я обошелся одним источником, то есть для этой части работы мне вполне хватило бы минимального комплекта «Profoto B2 To-Go Kit», состоящего из генератора с одной головкой, без дополнительных светоформирующих насадок.

b2_p3_48big.jpg

Для того, чтобы пересветить предзакатное солнце, потребовалось около 20-25Дж, то есть менее 1/10 от максимально доступной при работе с B2 мощности.

b2_p3_49big.jpg

К концу дня здорово похолодало, и когда наша модель, и без того уже замерзшая, только начала надевать тонкое платье, её шмыгающий нос приобрел красноватый оттенок. Мне стало ясно: несмотря на самоотверженный настрой девушки, на съемку у нас будут считанные минуты. И снова B2 оказался на высоте, ведь в такие моменты особенно ценишь «быстрый» свет, позволяющий работать очень динамично, не делая паузы между кадрами.

b2_p3_50big.jpg

Ну что же, на этом всё. А для фотографов, которых интересуют тончайшие нюансы светотеневого рисунка, чуть позже я сделаю студийный сравнительный тест различных насадок при применении на B2 и других источниках Profoto. Следите за обновлениями.

P.S. Да, понимаю, у меня тут вышла хвалебная ода, а не обзор. Рекламненько так получилось, хоть и старался не приукрашивать. Наверное, у меня просто не было завышенных ожиданий, и я изначально хорошо понимал сферу применения этой штуковины. Ведь, конечно же, это не решение на все случаи жизни. 250Дж не всегда будет достаточно – порой мне самому не хватает и генераторов на 2400Дж. Конечно, не всех фотографов, да и не во всех ситуациях может устроить ограниченный диапазон зума насадок, как и сам факт наличия встроенного в головку 70-градусного рефлектора – мне иногда не хватает и того диапазона, что есть у B1/D1, хочется весь функционал полноценной Pro или Acute/D4 головы. Тем не менее, я уверен, что эту вспышку нельзя не полюбить, если трезво оценивать её возможности и использовать её по назначению.

Автор фотограв: Кирилл Михирев
Ссылка на статью: Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 3. Работа на локации.

Cнимки продуктов для 5-звёздочной гостиницы – выездная съёмка с Porty L 1200.

Внешний вид имеет значение – не только когда пища лежит на тарелке прямо перед вами, но ещё и тогда, когда она демонстрируется в цифровой форме или на бумаге: фотографии еды должны пробуждать аппетит и вызывать предвкушение удовольствия от кулинарных изысков. Майкл Магулски, профессиональный фотограф с острова Зюльт, находит некоторые «звездные» блюда прямо у себя за порогом, так что ему съёмка еды весьма близка.

Читать полностью