Пожалуй, ни одна другая проблема на моей памяти не вызывала такое бурление фотосообщества, как разгоряченные споры о пайрекс-колпаках и их необходимости для «правильного» функционирования светоформирующих насадок на Profoto D1 и B1. Так что начну с небольшой предыстории для тех, кто вовсе не знает, о чем весь сыр-бор.
Итак, после имевшего место не так давно перехода большинства рентал-студий Москвы на моноблоки Profoto D1, в адрес как самих студий, так и работающих в них фотографов, со всех сторон посыпались многочисленные обвинения в некомпетентности. Якобы, моноблоки Profotoработают исключительно как источники жесткого света, и не позволяют использовать никакие светоформирующие насадки без так называемого колпака-пайрекса Glass Cover D1 или, как его нередко называют, Glass Dome (которых, и впрямь, практически ни в одной студии не было).
Приведу одно типичное высказывание из соцсетей: «Куча студий купили себе оборудование Profoto, но ни в одной нет пайрекс-колпаков. Уважаемые владельцы студий, прибор без пайрекса светит только прямо и, соответственно, ни одна насадка не работает так, как задумывалось инженерами Profoto». Кстати, совсем недавно при посещении офиса Profoto в Стокгольме у меня была возможность своими глазами наблюдать весьма удивленные лица упомянутых инженеров, когда я процитировал им данное утверждение. Как говорится, а мужики-то не знали!
Сразу отмечу, что позиция производителя в этом вопросе абсолютно категорична: практически все светоформирующие насадки Profoto (за исключением нескольких весьма специфических) работают на моноблоках серии D1 и на новых приборах B1 ничуть не хуже, чем на генераторных головках, причем без применения пайрекса! Что немаловажно, это относится и к портретной тарелке (Softlight Reflector) и к софтбоксам, при использовании которых на D1/B1, по утверждению производителя, не возникает критичный hotspot. А при применении зум-насадок разница заключается лишь в сокращении диапазона зума – на моноблоках шкала размечена лишь до 8, а не до 10, как на генераторных головках.
Давайте попробуем разобраться, что же смутило наших (да и не только наших, если уж на то пошло) фотографов? Стоит признать, что на первый взгляд опасения выглядят очень логично. Ведь традиционно во всех приборах (будь то моноблоки или генераторные головки) практически всех производителей лампа всегда выносилась за пределы корпуса. Такое расположение позволяет лампе светить не прямо, то есть не по оси прибора, а равномерно во всех направлениях:
Сами же насадки традиционно проектируются таким образом, чтобы отражать этот «боковой» свет. Собственно, этим и объясняется параболическая форма многих рефлекторов: свет от лампы, находящейся в фокусе параболы, отражается таким рефлектором в виде пучка параллельных его оси лучей:
Тот же принцип, как ни странно, частично используется и в конструкции софтбоксов. Недаром их задняя поверхность из-за изгиба спиц, формирующих каркас, не прямая, а отдаленно напоминает всё ту же параболу:
Так что мне вполне понятно недоумение, появляющееся у многих при первом знакомстве с моноблоками Profoto D1 и с новыми вспышками B1. Эти приборы имеют встроенный отражатель (built-in reflector), а лампа у них не выступает за пределы корпуса:
Казалось бы, с применением многих светоформирующих насадок тут и вправду должны возникать определенные сложности. Однако на практике всё обстоит не совсем так.
Для начала советую присмотреться к прибору немного внимательнее. Просто поставьте его возле стены и включите пилот. Вы увидите, что он покрывает практически 180 градусов (на фото ниже задействован импульс):
Происходит это благодаря переотражениям от зеркальной поверхности встроенного рефлектора, края которого практически параллельны оси прибора:
Благодаря такой форме этот рефлектор не имеет ничего общего, скажем, с рефлектором в накамерной вспышке, он покрывает гораздо более широкий угол. Да и матовое стекло (standard glass plate), безусловно, тоже вносит своё вклад в формирование достаточно широкого светового потока.
Хотя существенное отличие от генераторной головки все-таки очевидно: у моноблока интенсивность свечения по бокам существенно ниже, нежели впереди. Да только на практике этот боковой свет при применении большинства насадок формирует лишь края создаваемого насадкой светового пятна. Это легко проследить и на примере стандартного зум-рефлектора и на насадках семейства WideZoom/TeleZoom/Magnum, что мы и сделаем ниже.
Когда я затеял дискуссию на эту тему с Андреа Беллусо, знаменитым фотографом, сотрудничающим с Profoto на протяжении многих лет, Андреа предложил мне и еще нескольким присутствовавшим участникам спора такое пари: «Давайте вы выйдите из комнаты, я сделаю два одинаковых снимка – на ProHead и D1 (естественно, без применения пайрекса), а вы попробуете угадать, где какой прибор был использован». Стоить отметить, что Андреа не отрицал – снимки не будут идентичны, но был уверен в невозможности с первого взгляда идентифицировать их с конкретным источником света.
Но вернемся к цифрам. Встроенный рефлектор D1/B1 обеспечивает рабочий (без ощутимого перепада) световой поток шириной 77 градусов. Думаю, вы уже догадались, что большинство насадок Profoto спроектировано как раз так, что этих 77 градусов им вполне достаточно.
Причем достаточно их и для портретной тарелки, применений которой с моноблоком без пайрекса всегда вызывало наибольшие сомнения. Мне даже рассказывали, как один известный фотограф, приехав из Москвы в Петербург с мастер-классом, отказался от запланированной ранее работы с тарелкой, поскольку в студии не нашлось ни одного колпака. Думаю, корни данного заблуждения лежат в том, что многие подсознательно воспринимают тарелку как очередной параболик. Но присмотритесь внимательнее – огромная площадь задней поверхности тарелки Profoto (отрезок «B» на картинке ниже) строго перпендикулярна оси моноблока!
![]() | ![]() |
Поэтому-то 77-градусный световой поток, обеспечиваемый моноблоком без пайрекса, вполне достаточен для адекватной работы. И по той же причине заметная на глаз разница возникает лишь при замене в тарелке стандартного дефлектора на предлагаемое производителем в качестве опции матовое стекло (frosted glass). Лишь в этом случае применение пайрекса на моноблоке становится действительно необходимым, если вы хотите получить рисунок максимально близкий к тому, что получается при применении головки ProHead.
Кстати, если посмотреть в официальном блоге Profoto видео от Андреа Беллусо, посвященное использованию Softlight Kit на моноблоках D1, можно заметить, что он намеренно не использует пайрекс при работе с тарелкой. При этом фотограф, который на протяжении 30 лет снимает для лучших журналов по всему миру (включая итальянский Vogue), вполне доволен получаемым светом.
И еще один нюанс. В ходе изучения этой темы дополнительную ясность для меня внесла беседа с одним из инженеров Profoto, который сказал мне: «Просто не суди по пилотному свету». И действительно, из-за особенностей расположения пилотный лампы постоянный свет на приборах со встроенным рефлектором без применения колпака выглядит несколько иначе, нежели на головках. Ведь рефлектор, конечно же, создан в расчете на импульсную лампу. Думаю, это сыграло далеко не последнюю роль в формировании заблуждения о невозможности использования многих светоформирующих насадок на приборах D1/B1 без пайрекса. При включении пилота разница между рисунками, создаваемыми генераторной головкой и моноблоком, кажется весьма ощутимой. Однако при срабатывании импульса отличия нивелируются.
А теперь перейдем, наконец, к практическому сравнению. Кстати, взявшись за этот тест, я невольно затронул тему куда более широкую, нежели колпаки-пайрексы. Я имею в виду еще один вопрос, вечно вызывающий споры, а именно «моноблок против генератора». Так что проверим и еще одно утверждение производителя, уверяющего нас, что на моноблоках Profoto D1 жесткие рефлекторы работают точно так же, как на головке ProHead, а принципиальная разница сводится лишь к ограничению доступного диапазона зума. Мы протестируем три самых популярных зум-рефлектора: Standard Zoom Reflector, WideZoom и Magnum, а также белую портретную тарелку (Softlight Reflector). Каждый из зум-рефлекторов мы попробуем как в положении 4, так и в положении 8, а тарелку – как со стандартным дефлектором, так и с матовым стеклом (то есть по 2 варианта на каждую из четырех насадок). И повторим всё это на трех источниках света: моноблоке Profoto D1 без пайрекса, моноблоке Profoto D1 с колпаком-пайрексом и, наконец, на генераторной головке ProHead. На протяжении всего теста модель будет сидеть на одном месте, на одном расстоянии от фона (в данном случае это белая циклорама). Все 24 лайт-сетапа абсолютно идентичны, источники света остаются на одном месте и под одним углом к модели: мы не двигаем стойку и не регулируем её высоту, а только меняем на ней приборы и насадки.
Profoto Standard Zoom Reflector в положении 4:
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
Profoto Standard Zoom Reflector в положении 8:
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
Profoto WideZoom Reflector Zoom Reflector в положении 4:
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
![]() D1 | ![]() D1 Dome Glass | ![]() ProHead |
И, наконец, стрип – еще одна насадка, постоянно упоминаемая в интернете как неадекватно работающая без пайрекса. Вооружимся флешметром и проведем тест. У меня под рукой оказался только относительно небольшой Profoto RFi Softbox 1х4 (30х120 см). Для пущей убедительности можно было взять что-нибудь более длинное, но и этого, как мне кажется, будет достаточно.
Для начала поставим его на головку ProHead:
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Вот это удар! Современные фото технологии рассчитаны на высокодинамичные кадры: сверхбыстрые камеры и вспышки с ультракороткой длительностью импульса, такие как наша Cito 500, вдохновляют всё большее и большее количество фотографов воплощать в жизнь самые дикие идеи.