Здравствуйте, друзья!
В этом году лето как-то не задалось у большинства из-за карантина, так что я решил порадовать вас новыми снимками из моих путешествий. И не просто снимками, а инфракрасными снимками, сделанными с помощью светофильтров B+W. Это материал, который я собирал несколько лет и сегодня рад с вами им поделиться.
Ранее я уже писал об инфракрасной съемке, рассказывая о технических характеристиках светофильтров B+W, анализируя кривые пропускания и приводя некоторые примеры ИК съемки. Я также подробно объяснял, почему картинки «как ифракрасные» не получить без специальных инфракрасных фильтров. А сегодня я покажу еще больше интересных, на мой взгляд, примеров ИК съёмки из моих путешествий по Индонезии, Турции и Германии, ведь очень важно видеть, то, ради чего всё и затевалось!
Индонезия — инфракрасная фотосъемка
Индонезия находится довольно далеко от нас (12 часов лёту), потому я взял с собой хороший и большой набор оборудования, в который также входил приличный набор светофильтров.
Справа на картинке три из четырёх фильтра — инфракрасные.
Индонезия интересна для инфракрасной фотосъемки тем, что солнце там светит почти всегда и УФ индекс почти никогда не опускается ниже 6, а чаще всего он стабильно стоит на 9, что означает, что проблем с недостатком инфракрасного спектра вообще нет. Кроме того, место это экваториальное и потому здесь растёт много интересных тропических деревьев, которые красиво получаются на снимках.
Здесь вы видите банальнейший снимок пляжа, если фотографировать обычным образом. А ниже - ИК кадр, сделанный с помощью фильтра B+W 093. Сняты эти два фото (ИК и обычное) практически одновременно.
Снимки по контрастности получаются похожими на то, что снимал Ансель Адамс, а не зря он тоже любил пользоваться ИК светофильтрами. Как видно, на кадре, сделанном с помощью светофильтра B+W 093, cинее небо стало почти чёрным, зелёная трава на заднем плане получилась светло-серой, в отличие от обычного черно-белого фото, где она была бы темно-серой (вот примерно как в местах, где на неё падает тень). Листва на ближайшем дереве похожа на пушистые шарики на палке. А светлый песок неплохо отражает инфракрасный спектр и потому получается белым. На самом деле, он вовсе не белый.
Фотографировать в Индонезии непросто, особенно со штатива, так как солнце жарит немилосердно и если вы без шапки легко получить солнечный удар.
А исходное фото с инфракрасным фильтром 093 выглядело так...
Его нужно перевести в чёрно-белый снимок. С фильтром 093 в цвете ничего хорошего не будет, ведь он оставляет только один цветной канал. А вот другие цветные фильтры, начиная с 092 и контрастные фильтры (они как раз для черно-белой фотографии, но часто бывает интересный результат и в цвете) могу выглядеть как кадры из старого кино.
Выстроившиеся в ряд кокосовые пальмы мне понравились, но обычный кадр был бы испорчен тем мусором, что лежит под ними.
Да, тропики с приходом «цивилизованного» человека красивее не стали. Но на инфракрасном снимке удается сместить акцент на пальмы.
Водопад на острове Бали.
Проблема в съемке такого места обычно заключается в обилии людей. Кто-то залезает в воду рядом с водопадом и стоит там полчаса. Не знаю, какая цель преследуется в обычном стоянии, но оплывшее жиром тело явно пейзаж не украшает, потому у водопада с камерой я провёл около часа стараясь сделать снимки, где людей можно будет хотя бы заретушировать. В кадре всегда оказывается не один человек и если он относительно близко к камере, то его, как правило, не убрать из кадра — нужно ждать. Просить таких туристов, как правило, бесполезно, если не хотите вступить в длительные дискуссии о том, что и как нужно делать на водопаде.
Обычный снимок я снимал на длинной выдержке, надеясь, что люди будут смещаться и в кадре их не останется, но всё равно пришлось сильно кадрировать. Цвета на снимке насыщенные так как использован поляризатор B+W HTC.
Инфракрасный вариант этого снимка мне понравился больше. Снимки в обычном спектре часто получаются тёмные, а на инфракрасных зелень волшебным образом выходит светлой и снимок получается контрастным. Самое удачное сочетание это водопад (будет серым) + скала (белые и черные камни) + листья / мох (белые). В данном кадре у меня скалы маловато, но всё равно, на мой взгляд, получилось неплохо.
Сфотографировать красиво обычный коттедж тоже еще постараться нужно (данное фото снято на смартфон и ни на что не претендует).
На фотокамеру получилось не сильно лучше, и я решил попробовать снять в инфракрасном спектре, который лучше передаст ощущение лета, которое, собственно, в Индонезии не заканчивается, и мы были там в конце октября-начале ноября.
Такой снимок напоминает кадр из американских классических (40-ые, 50-ые годы) черно-белых фильмов.
Иногда совершенно простые вещи смотрятся совсем по-другому в инфракрасном спектре. В данном случае, примитивная палатка пастуха.
Съемка в инфракрасном спектре добавило ей «летнего ощущения» и скрыла от нас мусор на земле и проч., что видеть не хотелось. Чем-то мне напомнило фильм Тура Хейердала 1949 года про его плавание на плоту Кон-Тики через океан.
Разные растения в инфракрасном спектре могут смотреться по-разному, потому неплохим приемом оказывается, когда в кадре встречаются разнородные листья, трава и цветы.
У деревьев бывают разные оттенки серого в инфракрасном спектре. Те, которые оказываются под прямыми лучами солнца, имеют светло-серый тон в большинстве случаев, а которые в тени — ближе к темно-серому. Контраста снимку добавляет синее небо, которое будучи отфильтрованным через красный фильтр (ИК фильтры тоже красные), выглядит очень темным и иногда даже чёрным. Тогда белая листва на нём хорошо смотрится. Если будете внимательнее, то на этом кадре под деревом заметите козочек.
В путешествиях нужно не лениться и лезть туда, где на ваш взгляд могут получиться хорошие снимки.
Сanon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f9, 1/15s, ISO 100 + светофильтр B+W 093
Резюме по инфракрасной съемке в Индонезии
Освещения в Индонезии хоть отбавляй, что позволяет делать короткие выдержки. Скорее всего, инфракрасная съемка будет возможна на обычных камерах со светофильтром B+W 092 . Но я всё-таки рекомендую модифицированные камеры чтобы не ограничивать себя только тропическими странами. Не везде Солнце так жарит.
Заранее сложно сказать какое оборудование понадобится, но в Индонезии мне почти всё пригодилось и особенно светофильтры.
Больше всего хороших снимков у меня получилось со светофильтром B+W 093 , но это потому, что я видел тропические пейзажи глазами фотографов начала 20-ого века, где снимки были черно-белые и сильно контрастные.
Отдельный «лайфхак» — это использование поляризационного светофильтра, он добавляет контраста снимку. При этом поляризатор желательно иметь «светлый», типа нового B+W HTC, так как и без того света через плотный (093) инфракрасный фильтр проходит не так много.
И важный момент состоит в том, что без интересного сюжета не получится красивого снимка, то есть нужно уметь видеть сюжет и строить композицию зная природу материалов. Например, сочетать темные стволы деревьев со светлыми листьями или контрастные скалы со светлыми листьями и темным штормовым небом.
Часто чтобы найти хороший сюжет для съемки приходится ехать и залезать туда, куда обычные люди не залезают. В помощь себе рекомендую обзавестись или маленьким штативом или легким. Одно из двух, а лучше и то, и другое.
Германия — инфракрасная фотосъемка
Путешествуя по Германии, я отправился в фототур по замкам. Честно говоря, я не предполагал, что там их так много около 25000 штук.
Фотографировать европейские замки на обычную фотокамеру не очень продуктивно, так как ежедневно их посещают тысячи туристов с фотокамерами и обычных снимков хватает, можно даже по временам года сортировать. А вот инфракрасных снимков я не нашёл и потому возникла идея снять что-то своё, уникальное, с помощью светофильтров B+W 092 и 093.
Замок Нойшванштайн находится в германских Альпах, очень живописен и имеет небольшой мостик, чтобы его сфотографировать. Тем не менее, туристов на этом мостике много и кадры у всех примерно одинаковые.
На фотографию в видимом диапазоне сильно влияет погода, в пасмурную погоду пытаться снимать вообще смысла нет. А вот инфракрасное фото в переменную облачность может дать неплохой результат, как на этом снимке.
Другой замок в Германии - Зигмаринген - очень красив, но обращён «неправильной» стороной на восток. В результате половину дня солнце освещает внутреннюю сторону замка, которую нормально не сфотографировать.
Самый лучший кадр может получиться опять же, с «секретного» места на возвышенности.
Для инфракрасной съемки замок привлекателен еще и тем, что обвит растительностью, которая привносит свои светлые пятна на серые стены замка. Тем не менее, хорошее освещение здесь иногда приходится ждать весь день...
Следующая остановка — замок Гогенцоллерн, недалеко от Штутгарта.
Данный замок отличается тем, что его не сфотографировать с удобного расстояния, он окружён высокими деревьями. К замку идёт извилистая дорожка, где тоже можно сделать кучу красивых инфракрасных снимков. Без специальных фильтров на дорожке ничего интересного.
Замок сделан из другого камня, нежели предыдущие, и потому на инфракрасных снимках выходит тёмным! Тем контрастнее получается снимок, где светлыми пятнами выступает листва деревьев.
Еще один замок – Хайдельберг также сооружение, к которому неудобно подходить близко, поэтому самое лучшее место для съемки — через реку.
Ниже вы найдете другие примеры ИК съемки. Кто бы подумал, что порой банальный сюжет извилистой дороги может стать таким удачным сочетанием света и тени для инфракрасного снимка.
На светотеневой рисунок здесь влияет не только солнечное освещение и тени, но и породы деревьев. У разных деревьев листья и кора отражают инфракрасный спектр с различной интенсивностью, потому имеют разные тона.
«Золотая осень» это хорошо, но банально. А вот вам сюжет «а ля Адамс», который может порадовать многих владельцев коттеджей или отелей.
Подобные снимки я встречал в дорогих отелях, в которых когда-то останавливался. Они отлично вписываются в изысканный интерьер благодаря черно-белой гамме, контрасту и обилию деталей.
Резюме по инфракрасной съемке в Германии
Германия является благодатным местом для инфракрасной фотосъемки и сложным в плане конкуренции для обычной фотосъемки. Ей богу, там уже давно всё снято до нас. Если в Индонезии можно еще найти почти безлюдные места, то в Германии таких мест нет. Зато слегка приостановившись в создании клонов фотографий других людей, которые получаются в результате съемки с тех же мест, вы можете разнообразить своё творчество инфракрасными светофильтрами. Большинство посетителей этих мест вообще на смартфон снимает и фильтрами не пользуется, так что ИК съемка - это хороший козырь.
Сюжетов для съемки в Германии масса. Я выбрал то, что было интересно мне. Отдельно отмечу Альпы, где природа очень красивая и хочется гулять, фотографировать и вообще там жить. Особенно с видом на заснеженные вершины гор.
Турция — инфракрасная фотосъемка
Турция — тёплая страна. Здесь летом очень много солнца и соответственно инфракрасного спектра. Когда я ехал в Турцию на семейный отдых, я не представлял, что здесь есть еще что посмотреть и пофотографировать, но инфракрасную камеру и фильтры с собой взял (мало ли что).
Оказалось, что здесь есть что снимать — руины римских городов, жилища пещерных людей, подземные города и прочее. На самом деле, Турция приятно удивила обилием фотогеничных мест.
В Турции, например, находится такое всемирно известное место как Каппадокия - местность с интересным ландшафтом, пещерные жилища ранних христиан и подземные города.
Снято с поляризационным светофильтром B+W F-Pro S03 MRC Pol-Circ
Но фотографировать здесь на обычную камеру опять же смысла мало, так как Каппадокия принимает у себя огромное количество туристов каждый день и многие из них - фотографы. Достаточно набрать название в поисковике и посмотреть фото. Самые популярные -это снимки, где над ландшафтом летят воздушные шары. Мне это показалось очень избитым сюжетом, да и я всё равно на запуск шаров не попадал, но пещерные жилища — это то, что нужно для инфракрасной съемки!
Ниже другие примеры инфракрасной съемки с фильтрами B+W.
Сложно поверить, но здесь жили люди. И, на самом деле, если бы правительство Турции в ультимативном порядке не выгнало в 2018 году людей из подобных жилищ они жили бы и сейчас (не в этих конкретных, но рядом были подобные же).
Интересно. что построены эти жилища были в первом тысячелетии до нашей эры, а вот актуальны, как выясняется, и сейчас. Это к вопросу о том, насколько человечество развивается. Кто-то в космос стремится лететь, а кто-то еще в пещерах живёт.
В Турции многие горы - известняковые, так что на инфракрасных фото выглядят белыми, с ними контрастируют входы пещер и различные вкрапления других пород. Конкретно для Турции себя очень хорошо показал светофильтр B+W 092, большинство снимков сделаны им. Хотя он менее контрастный, нежели B+W 093, но контраст на этих снимках задаёт сама местность. Нужно только помнить, какие материалы дают какой оттенок на инфракрасном черно-белом снимке.
При этом, вода на инфракрасных снимках чаще всего получается чёрной, так как она не отражает, а поглощает инфракрасный спектр. Исключение — это брызги. Потому, если вы снимаете воду, то хорошо её сочетать с деревьями и прочей зеленью, которая на инфракрасном снимке станет светлой.
А вот тот же самый снимок в обычном спектре совсем не интересный.
На этом же небольшом водопаде я сделал и другие довольно удачные ИК снимки.
Другое интересное место для ИК съемки - центр города Тарсус, в котором много достопримечательностей.
Город Тарсус провинции Мерсин, в котором находятся «Ворота Клеопатры», основан в 600 году до нашей эры. В эпоху римской империи был расцвет Тарсуса, так как он находился на важном торговом пути из Киликии в Сирию и был столицей Киликии. Был подарен римским полководцем Марком Антонием (на тот момент одним из соправителей Римской империи) египетской царице Клеопатре в качестве свадебного подарка и есть легенда о том, что они прошли под этими воротами. С этого момента другой соправитель Октавиан начал кампанию против Марка Антония, осуждая его за то, что тот раздаёт римские земли. Но до наших дней дошла красивая и трагическая история любви римского полководца и египетской царицы (оба погибли почти одновременно, как Ромео и Джульетта).
Фотографий этих ворот в интернете тоже масса, но я постарался сфотографировать их по-своему, в духе черно-белых фильмов 50-х годов.
Резюме по инфракрасной съемке в Турции
Турция — отличное место для инфракрасной фотосъемки. Особое внимание стоит уделить руинам римских городов, которых здесь много. Я не попал на самые значительные, а размер в данном случае важен. Чем выше сооружение, тем лучше по площади кадра распространяется контраст. Например, ступеньки амфитеатра хорошо поднимаются высоко вверх, а мне удалось побывать в достаточно скромном амфитеатре, где большая часть постройки лежала в виде руин. Если бы там хоть колонны были... Но в Турции есть здоровенные амфитеатры в хорошей сохранности — дерзайте!
Вторая часть возможного фототура — это древние поселения. Уж кто тут только не жил... Я посетил Каппадокию и узнал где-таки жили настоящие троглодиты (!). Вокруг полно известняковых гор с пещерами, можно снимать «Звездные войны», планета Татуин (на самом деле снималось в Тунисе, но здесь, на мой взгляд, еще лучше и очень похожие ландшафты).
Итоги
Инфракрасная фотосъемка в приложении к любительской фотографии является уникальным инструментом, открывающим нам окно в «новое измерение».
Когда вы смотрите на пейзаж, но условия освещения говорят вам, что в обычном спектре снимок не будет интересным, попробуйте мысленно взглянуть на него в инфракрасном спектре, может он будет существенно лучше.
Как и любой другой вид фотосъемки, инфракрасная фотосъемка не может заменять собой все остальные, но может удачно их дополнять.
За несколько лет, что я занимаюсь инфракрасной фотографией, я сделал довольно много снимков, за которые мне не стыдно и их можно было бы разместить на выставке.
И это снимки, глядя на которые многие говорят «ВАУ!», чего редко можно ожидать при просмотре снимков в обычном спектре, которые всем во многом «приелись».
Зритель любит, чтобы его удивляли, открывали новые горизонты, так что рекомендую вам разнообразить свой фотографический опыт инфракрасной фотосъемкой.
На этом желаю вам удачных снимков и интересных путешествий после окончания карантина!
Автор Дмитрий Евтифеев
Вот это удар! Современные фото технологии рассчитаны на высокодинамичные кадры: сверхбыстрые камеры и вспышки с ультракороткой длительностью импульса, такие как наша Cito 500, вдохновляют всё большее и большее количество фотографов воплощать в жизнь самые дикие идеи.