Наконец, мы добрались до того, как я сам использую вспышку
Profoto B2 – до работы на выездных съемках. В этой части обзора будет не так много слов, зато много картинок. Как вы уже поняли (если, конечно, просмотрели две предыдущие части), B2 я успел горячо полюбить, так что снимал с ней весьма активно. Однако здесь я ограничусь лишь несколькими примерами, позволяющими раскрыть основные возможности новой системы.
Съемка без светоформирующих насадок.
Как всегда, начну с самого, как мне кажется, интересного – с работы без дополнительных модификаторов. Напомню, при разработке Profoto B2 был применен тот же принцип, что и ранее при создании студийного моноблока D1, а затем и батарейного B1: фотограф должен получить источник света, который можно использовать, что называется, «from the box» — из коробки, как есть, без каких-либо дополнительных элементов. Встроенный в корпус прибора рефлектор, создающий 77-градусный световой поток, хоть и вызывал у фотографов немало вопросов, с этой задачей справляется как нельзя лучше. Оба пробора, D1 и B1, можно использовать без дополнительных модификаторов, просто «голыми», и получать отличный жесткий рисунок. При этом в Profoto B2 встроенный рефлектор был модифицирован. По сравнению с D1/B1 световой поток стал чуть-чуть уже, теперь его ширина составляет всего 70 градусов. И вот как раз его свойства мне представляются наиболее интересными для изучения.
Первая съемка, о которой я собираюсь рассказать, проходила в электрифицированном помещении, где не было никакой необходимости в автономном аккумуляторном свете. Да и вообще, на эту съемку я захватил с собой комплект Profoto B2 скорее на всякий случай. Дело в том, что на локации, расположенной в одной из башен «Москва-Сити», уже был в наличии неплохой набор студийного оборудования.
Изначально я планировал работать с достаточно мягким освещением – портретной тарелкой или даже софтбоксом. Однако геометричный фон сразу же натолкнул на мысль о жестких тенях и высоком контрасте. В итоге, несмотря на наличие нескольких традиционных приборов Profoto с приличным набором насадок, вся история была полностью снята с помощью одного лишь B2.
Как и следовало ожидать, новый рефлектор не разочаровал. Визуально картинка практически не отличается от полученной с помощью D1/B1, изменение светового потока на 7 градусов практически не ощущается. Это тот же хороший жесткий источник света, с достаточно выраженным хотспотом в центре и равномерным плавным затуханием к краям светового пятна.
При съемке большинства из приведенных здесь кадров работает лишь одна осветительная головка без насадок, и всего в нескольких – еще одна, подключенная к тому же генератору с помощью удлинителя и снабженная софт-боксом, в качестве заполняющего света.
Сразу хочу отметить, что при работе с одним комплектом Profoto B2, включающим генератор и две осветительные головки, мне вполне хватало суммарной мощности, хотя съемка шла на 11-13 диафрагмах. Я ни разу не поднял рисующий свет выше значения 8-9, то есть фактически мне хватало 64-125 Дж из потенциально доступных 250.
Отдельно хочу отметить такой важный аксессуар как удлинительный кабель, позволяющий существенно увеличить расстояние между головкой и генератором. Пожалуй, этот 3-метровый удлинить является самым полезным дополнением к комплекту Profoto B2 с двумя головками. Я рекомендую обзавестись им сразу же, если вы собираетесь приобрести B2 Location kit. Сам удлинитель (B2 Extension cable 3m) я уже упомянул в первой части обзора, однако хочу напомнить, что при его применении мы теряем мощность примерно на 1/3 ступени. Конечно же, при необходимости вы можете состыковать несколько удлинителей.
И еще один важный момент: Profoto B2, в отличие от B1, можно подключить к сети и подзаряжать его аккумулятор прямо в процессе работы. Причем сделать это можно даже не вынимая генератор из сумки-чехла (B2 Carrying bag) – в ней предусмотрено специальное отверстие для подключения питания. Однако советую не забывать, что в процессе работы аккумуляторная батарея, как правило, нагревается. Чтобы нагрев не оказывал негативное влияние на срок её службы, инженеры Profoto предусмотрели встроенную систему температурного контроля. В случае перегрева защита автоматически прекращает заряд (хотя вы можете продолжать съемку) до тех пор, пока батарея не остынет. Поэтому я советую все же вынимать прибор из сумки-чехла при работе от сети, чтобы не допускать перегрев.
Жесткий свет на открытой локации.
Еще одна из съемок, где я работал с Profoto B2 без каких-либо насадок, проходила на пляже. В этот день было очень пасмурно, и рассеянный солнечный свет давал практически бестеневой рисунок. Мне же хотелось добавить в кадр резкие тени и поднять контраст для создания настроения. Примерно вот так:
Потребовался всего один источник света. Мой ассистент перекинул через плечо сумку, в которой остался лежать генератор, а головку держал прямо в руках, что обеспечило полную свободу передвижения.
И снова, мощность Profoto B2 оказалась даже избыточной, позволив расположить источник света далеко от модели, освещая её в полный рост и добиваясь еще более резких границ теней.
Сумка «B2 Location bag» изначально проектировалась с расчетом на использование в том числе и таким образом, поэтому вести съемку, не вынимая из неё генератор, очень удобно. При съемке зимой такой подход позволит избежать переохлаждения, а значит и преждевременного разряда аккумулятора. Кстати, его гарантированный диапазон рабочих температур: от -10°C до +50°C.
В результате вот такой жесткий контрастный рисунок получился у меня при применении одной головки без дополнительных насадок:
Съемка с портретной тарелкой.
Как я уже отмечал в первой части этого обзора, Profoto B2 совместим практически с любыми светоформирующими насадками Profoto. В частности, он прекрасно работает с портретной тарелкой, про съемку с которой и я хочу рассказать дальше.
Съемка началась в дневное время при практически ясном небе, на открытой локации. Нам приглянулись обнажившиеся корни большого дерева, и мы решили использовать их в качестве заднего плана.
Здесь я снова использовал всего один комплект Profoto B2 Location kit, состоящий из одного генератора и двух головок.
Как видите, особенности рельефа заставили меня очень высоко поднять источник рисующего света на стойке. И тут я снова порадовался тому, как мало весит головка B2. Ведь, во-первых, её небольшая масса позволяет использовать очень легкие стойки. Что, согласитесь, немаловажно для выездной съемки. И, во-вторых, даже в случае падения стойки такая легкая головка вряд ли сможет разбиться, в то время как моноблок падение с большой высоты может и не пережить. К тому же, по сравнению с моноблоком система B2 имеет еще одно преимущество: генератор можно повесить где-нибудь в нижней части стойки, превратив его в утяжелитель, резко повышающий устойчивость всей конструкции, смещая вниз её центр тяжести. Это особенно актуально при работе с насадками, обладающими большой парусностью – зонтами или той же тарелкой. В данном случае я мог не бояться за оборудование, несмотря на ветерок и применение легкой, не слишком устойчивой стойки.
Многие думают, что «пересветить» дневное солнце на подобной съемке можно лишь в двух случаях: либо использовать очень мощный источник света, либо камеру с очень высокой скоростью синхронизации (скажем, что-нибудь среднеформатное, с центральным затвором, вроде Hasselblad с его 1/800). Так вот, в данном случае съемка велась на обычную зеркалку Canon, и той мощности, что предлагает Profoto B2, вновь оказалось вполне достаточно.
Причем снова обе головки были подключены к одному генератору. Первая, с установленной на неё белой тарелкой Profoto Softlight Reflector White, стала источником рисующего света. А вторая, со стандартным рефлектором Profoto Standard Zoom Reflector, подсвечивала корни на заднем плане.
Profoto B1 и Profoto B2 – два сапога пара!
Сделав несколько кадров с тарелкой, мы сменили локацию, и перешли на работу с двумя стандартными рефлекторами, а заодно попробовали совместить Profoto B2 и Profoto B1.
Хотя по мобильности и удобству B2, безусловно, вне конкуренции, в ряде случаев «старый» B1 остается незаменимым благодаря большей мощности и более широким возможностям лайтшейпинга – большему диапазону зума насадок. Именно для более тонкого контроля светового потока мы и использовали его здесь в качестве рисующего источника.
А для атмосферного освещения фона снова вполне хватило малютки B2.
Естественно, у нас не возникло никаких сложностей с синхронизацией и дистанционным управлением – члены семьи OCF вспышек созданы для того, чтобы работать вместе.
Съемка с новым октабоксом OCF Softbox 2′ Octa.
Я уже рассказывал, что для новых вспышек OCF (Profoto B1 и Profoto B2), были созданы специальные облегченные светоформирующие насадки: несколько софтбоксов, соты, тубус и пр. Здесь я расскажу о самой популярной из них – небольшом 60-сантиметровом октабоксе.
Итак, условия съемки – летний день, жара, песок, яркое солнце.
Новая окта действительно собирается очень быстро благодаря кольцу OCF Speedring, про которое я также уже рассказал в первой части обзора. Напомню, суть новой системы в том, что сначала можно легко, без изгиба, вставить все спицы, а потом поочередно защелкнуть их. К тому же, оба диффузора, внешний и внутренний, являются несъемными, они изначально пришиты по периметру. И это действительно радует, когда приходится собирать и разбирать софтбокс в полевых условиях. Ходить по песку и подолгу держать на вытянутой руке легкий, как воздушный шарик, софтбокс тоже гораздо приятнее, нежели работать с традиционной тяжелой насадкой. Повторюсь, один только новый спидринг примерно в 3.5 раза легче обычного металлического кольца.
В первой части съемки я использовал вспышку только в качестве заполнения. Меня вполне устраивал жесткий, фактурный солнечный свет, а B2 нужен был, чтобы варьировать проработку теней и общий контраст.
К следующей части съемки мы приступили, когда уже вечерело, и солнце почти коснулось линии горизонта. При этом подход к освещению полностью изменился. Роль рисующего источника перешла к нашей вспышке B2, а небесному светилу осталась лишь функция контровика.
Я не часто использую в съемках софтбоксы такого маленького размера как этот 60-сантиметровый октабокс. Кроме того, я не был уверен, что при работе головкой B2, оснащенной 70-градусным встроенным рефлектором, даже с таким небольшим размером удастся получить равномерное свечение всей передней поверхности. Но на практике окта не разочаровала. Инженеры Profoto, очевидно, учли все нюансы работы встроенного рефлектора и недаром сделали софт таким глубоким. Относительно мягкий рисунок удалось получить даже при удалении источника на 2.5-3 метра от модели.
Заключительные кадры мы успели сделать практически в сумерках, когда последние лучи заходящего на фоне солнца создавали лишь небольшой рыжий отблеск в волосах модели.
На октабокс я надел специально созданные для него 50-градусные соты, еще раз порадовавшись новой системе крепления, экономящей драгоценные секунды (напомню, на софтбоксы OCF соты надеваются сверху, одним движением, а не приклеиваются по всему периметру на липучку). Направленный световой поток позволил поднять контраст и сделать картинку фактурнее.
Съемка на соляном озере.
А заключительная история будет про съемку в довольно необычном месте – на соляных озерах, то есть почти в экстремальных условиях. Впрочем, не буду преувеличивать, мне не довелось испытать новую вспышку в действительно экстремальной среде, как это, кстати, уже сделали многие фотографы, затаскивавшие Profoto B2 на заснеженные горные вершины и в жаркие влажные тропические леса. Но и у нас условия были не слишком простыми, да и некоторые моменты я хочу осветить хотя бы теоретически.
Итак, имейте в виду, что Profoto B2, согласно гарантийной документации, является устройством для использования в помещении. Это кажется абсурдом, ведь вспышка, очевидно, просто создана для максимальной мобильности. Но это стандартная перестраховка, на которую вынуждены идти практически все производители. Достаточно вспомнить историю с генератором Profoto B4: стоило производителю прикрыть разъемы прорезиненными крышками, как продавцы начали делать упор на, якобы, появившуюся влагозащиту, а фотографы прыгать с генераторами в бассейны (нет, я не утрирую, такие случаи на самом деле имели место). В итоге на генераторе, который на деле может прекрасно работать под дождем и легко переносит «мелкие неприятности» вроде случайно накрывающей его волны, так и не стоит «waterproof». Как говорится, от греха подальше. Подобный подход производитель демонстрирует и с B2. Хотите снимать под дождем и снегом – пожалуйста, но если сломаете, гарантийный ремонт не просите.
Рассказывая о съемке, проходившей в столь небезопасных для техники условиях, когда всё пространство вокруг – слякоть из насыщенного соляного раствора, не могу снова не вспомнить сумку, а точнее обе: большую сумку-кофр «B2 Location Bag» и маленькую сумку-чехол «B2 Carrying bag». Вряд ли рассказ про сумку может сделать историю более увлекательной, но каждый раз, отправляясь на съемку с Profoto B2, я восхищаюсь именно удобством и продуманностью каждой малейшей детали. Пожалуй, хороший продукт этим и отличается – всеми этими, казалось бы, мелочами, совокупность которых на деле и создает ощущение комфортной работы. Например, удобные ремешки и регулируемые крепления для стоек, зонтов и других длинных предметов на большой сумке. Или продуманный небольшой отстегивающийся ремешок для подвешивания маленькой сумки-чехла на стойку. У обеих сумок нижняя часть (дно) сделана из особо прочного, непромокающего, износостойкого кожзама, что позволяет смело ставить их даже в соленую лужу.
Но вернемся к съемке. Первая сложность, вставшая у нас на пути, заключалась в том, что прилегающая к озеру территория считается заповедной, а потому проезд по ней на машине категорически запрещен. Так что несколько километров нам пришлось пройти пешком. Однако благодаря B2 этот путь стал приятной прогулкой по интересным местам, а не изнурительным испытанием, после которого на саму съемку уже не осталось бы сил.
И, тем не менее, мы сохранили возможность мгновенно развернуть настоящую фотостудию среди пустыни.
Для первой части съемки нам понадобилась легкая стойка и один источник. Вовремя добравшись до места, мы начали съемку в «режимное время», хотя сейчас уже мало кто пользуется этим термином. Солнце, к тому моменту уже не слишком высокое, обеспечивало прекрасный рисующий свет. А вот снизить контраст, заполняя глубокие тени, не теряя жесткий рисунок, помог импульсный свет. Конечно же, для коррекции температуры тут можно использовать конверсионные фильтры.
Сделав первую небольшую серию снимков, и пройдя еще буквально на сотню метров, мы оказались в совсем другой локации. На смену степи пришла поверхность соленого озера, и подход к освещению был пересмотрен.
Теперь, чтобы повысить контраст между моделью и фоном, было решено «перебить» солнце, отдав роль рисующего источника вспышке. В качестве модификатора на головке Profoto B2 я использовал 30-градусную сотовую насадку – самую крупную из комплекта OCF Grid kit.
И еще один, заключительный пример: контрастное предзакатное освещение. И снова я обошелся одним источником, то есть для этой части работы мне вполне хватило бы минимального комплекта «Profoto B2 To-Go Kit», состоящего из генератора с одной головкой, без дополнительных светоформирующих насадок.
Для того, чтобы пересветить предзакатное солнце, потребовалось около 20-25Дж, то есть менее 1/10 от максимально доступной при работе с B2 мощности.
К концу дня здорово похолодало, и когда наша модель, и без того уже замерзшая, только начала надевать тонкое платье, её шмыгающий нос приобрел красноватый оттенок. Мне стало ясно: несмотря на самоотверженный настрой девушки, на съемку у нас будут считанные минуты. И снова B2 оказался на высоте, ведь в такие моменты особенно ценишь «быстрый» свет, позволяющий работать очень динамично, не делая паузы между кадрами.
Ну что же, на этом всё. А для фотографов, которых интересуют тончайшие нюансы светотеневого рисунка, чуть позже я сделаю студийный сравнительный тест различных насадок при применении на B2 и других источниках Profoto. Следите за обновлениями.
P.S. Да, понимаю, у меня тут вышла хвалебная ода, а не обзор. Рекламненько так получилось, хоть и старался не приукрашивать. Наверное, у меня просто не было завышенных ожиданий, и я изначально хорошо понимал сферу применения этой штуковины. Ведь, конечно же, это не решение на все случаи жизни. 250Дж не всегда будет достаточно – порой мне самому не хватает и генераторов на 2400Дж. Конечно, не всех фотографов, да и не во всех ситуациях может устроить ограниченный диапазон зума насадок, как и сам факт наличия встроенного в головку 70-градусного рефлектора – мне иногда не хватает и того диапазона, что есть у B1/D1, хочется весь функционал полноценной Pro или Acute/D4 головы. Тем не менее, я уверен, что эту вспышку нельзя не полюбить, если трезво оценивать её возможности и использовать её по назначению.
Автор фотограв:
Кирилл Михирев
Ссылка на статью:
Обзор портативной вспышки Profoto B2. Часть 3. Работа на локации.