Главная / Статьи / Цветные светофильтры B+W для чёрно-белой фотографии в цифровую эпоху

Цветные светофильтры B+W для чёрно-белой фотографии в цифровую эпоху

Сегодня мы с вами поговорим на тему, о которой давно никто не говорит. О цветных светофильтрах B+W. С одной стороны, о них много говорили в плёночные времена, а с другой стороны, в цифровую эпоху незаслуженно забыли, хотя они актуальны и по сей день, ведь «цифра» работает совсем не так как цветной фильтр.
Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы с вами поговорим на тему, о которой давно никто не говорит. О цветных светофильтрах B+W. С одной стороны, о них много говорили в плёночные времена, а с другой стороны, в цифровую эпоху незаслуженно забыли, хотя они актуальны и по сей день, ведь «цифра» работает совсем не так как цветной фильтр. Задача цветного фильтра не просто раскрасить изображение, как думают многие, а изменить спектральный состав света, который попадает на светочувствительный материал (в нашем случае сенсор фотокамеры).

1.jpg
 
Ассортимент цветных светофильтров довольно велик, потому я расскажу пока лишь о нескольких из линейки B+W: жёлтый F-Pro 022 Yellow 495, оранжевый F-Pro 040 Orange 550 и красный F-Pro 091 Red 630.

2.jpg

Зачем нужны цветные светофильтры

Главное применение подобные светофильтры находят в чёрно-белой фотографии. Если вы ранее не увлекались чёрно-белой фотографией, то, вероятно, вы не знаете знаменитого пейзажного фотографа Анселя Адамса. Да, это тот человек, который изобрёл зонную систему Адамса, но кроме всего прочего, он отснял огромное количество красивых пейзажных фото и объяснял почему он использовал тот или иной светофильтр и как он проявлял свои снимки.
 
3.jpg
Ансель Адамс

Снимки А.Адамса

4.png

Я ни в коем случае не претендую на заслуженные лавры А.Адамса, но, постоянно совершенствуясь, изучаю инструменты, которыми он пользовался и знакомлю с ними вас, уважаемые читатели.

В чёрно-белой фотографии объекты, имеющие разные цвета, вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке могут сливаться в одно пятно и не иметь разделения по яркости. Контрастные фильтры при умелом использовании позволяют осветлить одни цвета и затемнить другие на черно-белом снимке и, таким образом, вы сами строите контраст снимка, получая или очень высокий драматический контраст для пейзажного снимка или низкий контраст для съемок на природе.

Поскольку фильтры цветные, то, если не переводить фото в чёрно-белый вид, снимки будут иметь цвет как у фильтра. Светофильтр же имеет такой цвет (например, красный) потому что красный спектр он пропускает, а синий и зелёный поглощает.

На чёрно-белом фото светофильтры действуют, осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.

5.jpg
 
Какой светофильтр выбрать вы должны решить сами в зависимости от ситуации. Если нужно осветлить листву, то жёлтый или зелёный. Если нужно затемнить небо и высветлить скалы, то красный и т.д. Более подробно вы можете прочесть в книге Анселя Адамса «Негатив».

B+W 022 (жёлтый фильтр средней плотности)

6.jpg
 
Умеренно подавляет фиолетовый и синий (затемняет небо и тени). Зелёный, жёлтый, оранжевый и красный цвета таким фильтром осветляются (например, осветляет листву и траву). На чёрно-белом снимке, представленном ниже, видно, например, как осветлился и цвет «синей» крыши в нижнем правом углу. Такой фильтр рекомендуется использовать для пейзажей, так как. белые облака будут сильнее контрастировать с более тёмным голубым небом, а градации яркости зелени видны лучше. Дальние виды в дымке выглядят более чёткими. Если говорить о портретной съемке, то таким фильтром можно достичь эффекта ослабления недостатков кожи, а загар отобразится светлее (осветлится красный и оранжевый).
 
7.jpg
Турция, г.Каргипенари

Очень простой по яркостному распределению снимок. Горы на заднем плане блёклые, ввиду висящей в воздухе пыли и рассеянному свету, который от неё отражается. Здесь задача фотографа - сделать задний план более читаемым, а снимок более контрастным и мне здесь поможет жёлтый светофильтр.

8.jpg
 
На самом деле мне и такое «прочтение» нравится, но будем следовать плану и посмотрим на чёрно-белую картинку, которую жёлтый фильтр призван улучшить.

9.png 
Съемка без желтого фильтра B+W
 
10.png
Съемка с желтым светофильтром B+W 022

Как видите, листва и трава осветлились, дымка на заднем плане рассеялась в большой степени, а небо притемнилось. Это кардинально меняет снимок и уже с таким результатом можно работать — отличное фото большого формата. Здесь вам нужно будет сделать выбор между тем, чтобы дальше повышать контраст снимка или оставить снимок более близким к тому, что вы видели глазами. Я лично всегда выбираю максимальный контраст, так как он сильнее привлекает зрителя. Но это мой личный выбор.
Если вам, как фотографу все эти годы мешала «дымка» в горах, то вот решение. Единственный минус состоит в том, что снимок у вас будет или одноцветный, или черно-белый.

Посмотрим, что смогут сделать светофильтры с более сильным эффектом.

B+W 040 Orange (оранжевый)

11.jpg 

Это мощный фильтр. Очень сильно затемняет фиолетовый и синий. Осветляет зелёный, жёлтый, красный и оранжевый. Пейзажные и архитектурные фото с использованием такого фильтра приобретают увеличенный «графический» контраст, а облака на небе выглядят очень драматично. Фактор фильтра: 4.

12.jpg

13.png
Съемка с оранжевым светофильтром B+W 040

Здесь вы видите, что снимок выровнялся по экспозиции между небом и землей. Трава и листва довольно сильно осветлились, «дымка» почти полностью ушла, а на более притемненном небе хорошо проявились облака.

B+W 091 Red (красный)

14.jpg
 
Красный светофильтр затемняет синий, зеленый и фиолетовый, а осветляет красный, жёлтый и оранжевый.

15.jpg
 
В тенях много синего цвета, так что красный светофильтр затемняет тени. А вот если бы мы использовали синий светофильтр, то осветляли бы их. Красный светофильтр сильно затемняет небо, создавая большой контраст. Кстати, синее (голубое) небо даёт более холодный (синий) цвет, чем пасмурное, так что оно станет более темным с красным фильтром, нежели пасмурное.

16.jpg
 
Так выглядит снимок, снятый с красным светофильтром B+W.
 
17.png
Съемка с красным светофильтром B+W 091

Этот фильтр даёт сюрреалистичный эффект «шторма» (ярко-белые облака на тёмном, почти чёрном небе) в пейзажной и архитектурной фотографии. Красный светофильтр также используется в предметной фотосъемке для репродукции документов, которые стали трудными для чтения из-за деградации чернил. Фактор фильтра: 8.

Как видите, мы в корне переработали исходный снимок с помощью красного светофильтра. «Дымка» полностью ушла, а небо и зелень потемнели. В результате мы получили снимок высокого контраста.

Возьмём для примера еще один простой пейзаж.

18.jpg
Индонезия, о.Бали, г.Амед

Здесь вы видите светло-голубое небо, на котором с трудом можно различить облака. Песок средне-серый, а желтая трава на заднем плане будет самым светлым, но не близким к белому тоном. Если просто конвертировать такой снимок в чёрно-белый вид ничего хорошего не получишь.
 
19.png
Конвертация в чёрно-белое изображение

Как можно улучшить этот снимок и подобные, которых встречается много? Нужно затемнить небо и воду. Тогда будет хороший контраст со светлой травой. Самый мощный эффект по затемнению синего (небо и вода в которой отражается небо) даст как раз красный светофильтр.

20.png 
Съемка с красным светофильтром B+W 091

Как видите, небо стало темнее и теперь оно визуально уже достаточно хорошо отделимо от холма справа. Вода тоже стала темнее и добавила контраста. Макушки деревьев стали темнее и соответственно стали лучше контрастировать с травой.

Можно ли такое сделать с помощью программного «цветного фильтра» в фотокамере? Теоретически можно, но уровень «шумов» будет так высок, что снимок вряд ли можно будет считать годным. Ведь что делает стеклянный светофильтр? Он просто перераспределяет пропорции спектров света. Было красного мало, а он добавляет его аналоговым способом. А цифровой берёт то мизерное количество красного, что есть и пытается его сильно вытягивать — это само собой ведёт к сильным артефактам.

Для того чтобы получить еще больше контраста и прозрачную воду я добавил бы поляризационный светофильтр B+W.

21.png
 
Теперь вы видите, как сильно меняется снимок при использовании специальных светофильтров. Из унылого сюжета с белёсым небом я получил нечто драматическое. Вопрос был всего лишь в контрасте снимка.

Не пренебрегайте качественным поляризатором B+W!

22.png 
Съемка без поляризатора

23.png 
Фотосъемка с поляризационным светофильтром B+W

Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что, например, в горах поляризационный светофильтр просто обязателен. Но в случае пасмурной погоды поможет только черно-белая фотография и контрастные светофильтры.

Другие примеры использования цветных (контрастных) светофильтров

Пример 1

24.jpg 
Замок Нойшванштайн, Германия

Анализируем снимок:
Небо слишком светлое и облаков почти не видно. Значит требуется затемнить небо, выделив облака.
Крыша замка голубоватая, так что, не имея синего фильтра её не осветлить, можно только затемнить.
Стены серо-голубые, поэтому особо их не поменять по яркости фильтрами.
На заднем плане местность в дымке и её можно убрать фильтрами.

Решение:
Желтый фильтр позволил бы осветлить зелень (переменная облачность — то одна сторона замка в тени, то другая), которая здесь местами темновата, но он не особо помог бы с дымкой и недостаточно затемнил бы небо. Потому я использовал красный фильтр B+W 091 чтобы притемнить слишком светлое небо и убрать «дымку».

25.png 
Конвертация в чёрно-белое изображение

26.png 
Съемка с красным светофильтром B+W 091

Пример 2
 
Собор в городе Гельдельберг, Германия.

Переменная облачность и неконтрастный сюжет. Что в цвете, что при конвертации в черно-белое изображение, выглядит не слишком привлекательно.

Анализируем снимок:
Много красных крыш. Если я использую красный светофильтр, то все они станут белыми и снимок из темного станет слишком светлый. Кроме того, неба тут почти не предвидится, есть только маленький кусочек, так что сильно бороться с дымкой нет необходимости.

Решение:
Выбираю оранжевый светофильтр для того. чтобы существенно убрать дымку и осветлить крыши. придав контраст снимку. Всё будет светлое в черно-белом изображении, но не совсем белое, как при использовании красного светофильтра.

28.png 
Съемка без фильтра B+W
 
29.png
Съемка с применением оранжевого светофильтра B+W 040

Дымка, как и ожидалось, ушла, и снимок стал намного контрастнее за счёт того, что крыши посветлели.

Итоги и выводы

Чем больше инструментов для лучшего самовыражения в руках фотографа — тем лучше. В данном случае я рассмотрел незаслуженно забытый инструмент в виде цветных светофильтров на примере контрастных светофильтров B+W 022, 040 и 091.

Выводом данной статьи будет то, что цветные светофильтры работают и в цифровой фотографии и не стоит ими пренебрегать, обрекая себя исключительно на программные методы, которые неотвратимо губят снимок. Используйте аналоговые методы для наилучшего результата!

Советы по использованию контрастных светофильтров для чёрно-белой фотографии
1. Перед тем, как использовать цветные светофильтры, оцените реальные цвета объектов в кадре. Например, для обывателя трава и листва всегда зелёные, но в случае с контрастными фильтрами нужно различать зеленую траву и желтую. То же самое с листвой, так как один фильтр затемняет зеленое, но может осветлять жёлтое. Осенью, когда много желтой и красной листвы, фильтры с ней работают не так как летом.
То же самое касается скал, которые могут быть коричневыми, красными или жёлтыми. Есть и известковые серые скалы, которые получая оттенок неба, станут серо-голубыми и будут затеняться красным фильтром, а не осветляться как красные и желтые.
2. Довольно часто возникают случаи, когда не сделать всё, что хочешь. Например, нужно осветлить зеленую траву и затемнить светло-голубое небо. В этом случае нужно расставить приоритеты. Обычно более драматичное небо имеет больший эффект на зрителя, нежели светлая трава, которая хорошо бы контрастировала со стенами замка.
Кроме того, контрастными фильтрами набор фотографа не ограничивается и конкретно этот случай решается инфракрасными светофильтрами, с помощью которых трава становится более светлой, а небо более тёмным.
 
30.jpg
Инфракрасный снимок того же замка Нойшванштайн, Германия.

Автор: Дмитрий Евтифеев
Ссылка на статью Автора Дмитрия Евтифеева: http://evtifeev.com/66945-kontrastnye-cvetnye-svetofiltry-b-w-v-cifrovuju-jepohu.html

Тестирование поляризационных светофильтров: B+W Circular-Pol S03M MRC, B+W Pol-Circular AUCM KSM MRC, Marumi DHG SUPER CIRCULAR P.L.

публикации

Сегодня мы рассмотрим особенности поляризационных светофильтров: B+W Circular-Pol S03M MRC, B+W Pol-Circular AUCM KSM MRC, Marumi DHG Super CPL. Когда я выбирал себе первый поляризационный фильтр (много лет назад), то ориентировался больше на цену, нежели на качественные характеристики светофильтра.

Читать полностью